Последовательно разрабатывая город как исследовательский объект, мы приходили к художественным практикам, политической философии и описанию города социологическим языком. Масштаб описываемых тем претерпевал изменения, то локализуясь в малые групповые практики, то разрастаясь в попытках быть теорией.
В ходе таких поисков мы работали с художественными практиками ситуационистов и концепцией «право на город» Анри Лефевра. Это укрепляло нашу ангажированность с критикой капитала и конституирующих его института частной собственности и несимметричного априори распределения благ. Дальнейшие поиски способов изучения и производства смыслов в исследовании города привели нас к социологии города и социальной теории. Что, кажется, позволило нам расширить пространство рассуждений о городе, и в данный момент видится адекватным способом говорить о нем. Это также поставило нас в ситуацию осознания того, что идеи об однозначной несправедливости общественного устройства, приложенные на город, оказались не всеобъемлющими, а лишь частью социологической оптики.
Подобный парадигмальный сдвиг внес поправки в анализ города и его процессов. Он уже отразился в художественно-исследовательской программе «В поисках города». В ней исследуемые объекты становятся амбивалентными и могут сообщать нам разное, отражая диалектичность и свою контекстуальность.
В данном выпуске мы также обращаемся к городским объектам. На этот раз это монументы и памятники. Они интересуют нас, потому что функционируют как символические объекты, фиксируя доминанту дискурса или, наоборот, теряя эту доминанту в течение времени, ввиду изменения политического и социально-экономического контекста. Таким образом, мы обращаем свое внимание на процессы и нарративы, в которых эти объекты появились, трансформировались и продолжают существовать.
Обращение к монументам также связано с темой, которую Лаборатория СИ исследует в течение всего 2018 года – память и идентичность. Сложно представить себе разрыв между человеческой памятью и культурной самоидентификацией, которая привязана как к социальным связям, так и к пространству, нагруженным символами, архитектурой и сложностью городской организации.
Вполне возможно, что тексты могут показаться разноплановыми, что так и есть, в определенной мере. В одних делается упор на историю изменения пространства, в других больше на идеологическую заряженность, но объединяет все тексты прослеживание трансформаций и попытка осмысления символической значимости или незначимости выбранных монументов сегодня для разных групп населения.