Последовательно разрабатывая город как исследовательский объект, мы приходили к художественным практикам, политической философии и описанию города социологическим языком. Масштаб описываемых тем претерпевал изменения, то локализуясь в малые групповые практики, то разрастаясь в попытках быть теорией.

В ходе таких поисков мы работали с художественными практиками ситуационистов и концепцией «право на город» Анри Лефевра. Это укрепляло нашу ангажированность с критикой капитала и конституирующих его института частной собственности и несимметричного априори распределения благ. Дальнейшие поиски способов изучения и производства смыслов в исследовании города привели нас к социологии города и социальной теории. Что, кажется, позволило нам расширить пространство рассуждений о городе, и в данный момент видится адекватным способом говорить о нем. Это также поставило нас в ситуацию осознания того, что идеи об однозначной несправедливости общественного устройства, приложенные на город, оказались не всеобъемлющими, а лишь частью социологической оптики.

Подобный парадигмальный сдвиг внес поправки в анализ города и его процес­сов. Он уже отразился в художествен­но-исследовательской программе «В поисках города». В ней исследуемые объекты становятся амбивалентными и могут сообщать нам разное, отражая ди­алектичность и свою контекстуальность.

В данном выпуске мы также обращаемся к городским объектам. На этот раз это монументы и памятники. Они интересуют нас, потому что функционируют как символические объекты, фиксируя доминанту дискурса или, наоборот, теряя эту доминанту в течение времени, ввиду изменения политического и социально-экономического контекста. Таким образом, мы обращаем свое внимание на процессы и нарративы, в которых эти объекты появились, трансформировались и продолжают существовать.

Обращение к монументам также связано с темой, которую Лаборатория СИ исследует в течение всего 2018 года – память и идентичность. Сложно представить себе разрыв между человеческой памятью и культурной самоидентификацией, которая привязана как к социальным связям, так и к пространству, нагруженным символами, архитектурой и сложностью городской организации.

Вполне возможно, что тексты могут показаться разноплановыми, что так и есть, в определенной мере. В одних делается упор на историю изменения пространства, в других больше на идеологическую заряженность, но объединяет все тексты прослеживание трансформаций и попытка осмысления символической значимости или незначимости выбранных монументов сегодня для разных групп населения.
Журнал "Монументы Бишкека"
Монумент Эл Куту
Джошик Мурзахметов
Памятник Эркиндик
Алмаз Исаков
Монумент Борцам революции
Диана Ухина
Архитектурно-монументальный комплекс Манас
Юлия Чалова
Памятник Курманжан Датка
Алима Токмергенова
Монумент Эл Куту
Джошик Мурзахметов
читать
Памятник Эркиндик
Алмаз Исаков
читать
Монумент Борцам революции
Диана Ухина
читать
Архитектурно-монументальный комплекс Манас
Юлия Чалова
читать
Памятник Курманжан Датка
Алима Токмергенова
читать