Одним из объектов представляющим интерес для исследования является памятник Айкөл Манас на площади Ала-Тоо. В целом, неудивительно, что именно этот памятник стоит именно на этом месте. Площадь Ала-Тоо это главная площадь Бишкека, главная площадь страны. Будучи еще советским проектом она являлась идеологией развернутой в физическом пространстве. Музей имени Ленина, памятник Ленину. Это пространство манифестирует доминирующую идеологию. После обретения независимости Кыргызстану, равно как и другим странам бывшего СССР, достается в наследие его монументальная архитектура.
Перед руководством нового независимого государства встает вопрос в определении новой идеологии, заново описавшей бы свое прошлое и будущее очерчивая при этом новую идентичность. Эти поиски предмет отдельного большого разговора. Нас же здесь интересует что одним из проявлений этого процесса является установка памятника Эркиндик (рус. Свобода) авторства Т. Садыкова вместо памятника Ленину в 2004 году. Памятник представлял собой женщину с крыльями, сидящую на шаре и возносящую над головой түндүк (вершина юрты). Это действие логично – новая политическая сила совершает апроприацию идеологического пространства. С этого момента этот символ новой идеологии вписан в повседневность горожан и туристов. Памятник, уже вбирая в себя часть национальной символики, тем не менее является сдержанным высказыванием. Что также закономерно для по литики Акаева, комбинирующей идеи советской интеллигенции и традиционализма согласно исследованию идеологии в Кыргызстане (Асель Мурзакулова, Джон Шоберлин, 2009). Но в 2011-м году памятник Эркиндик демонтируют (Kloop, 2011), чтобы поставить на его место Айкөл Манас. Эту смену нельзя было назвать однозначной еще тогда — к примеру, голосование «за» и «против» демонтажа памятника на Радио Азаттык показало равенство сторон (Радио Азаттык, 2011). Важным будет заметить, что это происходило спустя только год после событий 2010-го. А первая атака на памятник случилась через месяц после революции (24.kg, 2010). В 2011-м пространство публичной политики все еще пребывало в турбулентности. У многих акторов была возможность заявлять свои интересы в общественном поле, пытаясь давить на политическую власть. Хотя, помещение этих процессов в более широкий контекст исследования идеологии в Кыргызстане, произведенным Асель Мурзакуловой и Джоном Шоберлином, характеризует их как демократический процесс в формировании политического дискурса (2009). То есть поле производства политик, смыслов и символов децентрализовано и включает в себя много акторов помимо государства, причем государство не может быть обозначено как доминирующее. Также в данном исследовании, производится сравнительный анализ, который утверждает подобное распределение сил в формировании национальной идеологии уникальным для центрально-азиатского региона. Так как в Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане и в меньшей мере в Казахстане, идеология является прерогативой государства и главном образом исходит от института президентства.