Обращаясь к монументу Борцам революции в рамках данной публикации, хотелось бы обозначить, что часть материала будет пересекаться со статьей«Символическая и физическая трансформация Советских монументов Борцам революции и Дружба народов в Бишкеке и Киеве», написанная мною в 2017 году. Однако, в связи с фокусом данного текста именно на центральной композиции, будут сделаны дополнения и уточнения – изменение исторического контекста и практически неизменяемое, но трансформируемое символическое восприятие монумента в 1970-х и 2010-х годах, в связи с тем образом, с которым он ассоциируется.
Сначала коротко об истории пространства со слов человека, который жил на месте монумента с 1960-х годов до его установления. До 1978 года на территории современного монумента и «новой»
[1] площади перед ним находились бараки, один двухэтажный дом («сталинка»), склад декорации Драматического театра и Театра оперы и балета, а также небольшой дворик, в котором располагалась каменотеска, где художники изготавливали памятники. Жители, населявшие пространство, в 1970-х годах уже ждали расселения, потому что условия проживания в бараках и в старой «сталинке» были не самые лучшие (отсутствие центрального отопления, вода из колонок, дворовой туалет и т.п.), к тому же в это время уже активно шла массовая застройка типового жилья как в микрорайонах города, так и в центральных его частях. К 1977 году жители бараков были расселены по квартирам, бараки снесены. Весной 1978 года один из жителей оставшейся «сталинки» уехал в длительную командировку по Союзу и вернувшись из нее летом обнаружил на месте своего дома пустое пространство, а 2 сентября 1978 года был открыт монумент Борцам революции (С. Курочкин, интервью, апрель, 2018).
Согласно газетным статьям того года, открыт монумент был в торжественной обстановке под звуки революционных песен и маршей. На открытии с плакатами и лозунгами присутствовали студенты, школьники, трудовые коллективы города, культурные и политические деятели Советской Киргизии, такие как: первый секретарь ЦК Компартии Киргизии Т. У. Усубалиев, первый секретарь Фрунзенского горкома КП Киргизии К. М. Молдобаев, народный художник СССР М. К. Аникушкин, народный писатель Киргизской ССР Ч. Т. Айтматов и другие. Год открытия монумента совпал с празднованием 100-летнего юбилея города Фрунзе.