Ольга Мануилова
29 октября 1893 г., Нижний Новгород, Россия – 1984 г., Бишкек


Может случиться, что даже если вы никогда не слышали о ней, но пребывая или проживая в Бишкеке, соприкасались с ее работами. Скульптуры Ольги Мануиловой доступны общему обзору, результат ее многолетнего творчества мы видим каждый день на улицах столицы. А ближе с ними можно познакомиться в музее изобразительных искусств и в мемориальном доме-музее.
Готовясь к выставке "Я смотрю на тебя, ты смотришь на меня", мы нашли в библиотеке музея несколько книг и сборников статей, посвященных Ольге Максимилиановне. Но наиболее ценными оказались ее личные воспоминания, которые она надиктовала уже в конце 70-х, оформленные в книгу "Страницы воспоминаний". Всю жизнь она вела дневники в толстых тетрадях, которые теперь хранятся в центральном госархиве.

Оказалось нелегким делом уложить рассказ о ее творчестве и жизни в несколько страниц. Есть много подробностей, которые кажутся интересными, они раскрывают удивительный характер Ольги Максимилиановны, ее манеру работы и творчества. Некоторые ее личные воспоминания и рассказы дочери Марины разнятся, но в конце концов Мануилова видится как человек, реализовавший весь свой потенциал в профессии, любимом деле, в искусстве.

Прежде чем приехать во Фрунзе и остаться здесь навсегда, Ольга Мануилова большую часть жизни провела в дорогах, переездах по новым странам и городам, в творческих поисках и освоении новых тем. Родилась Ольга Мануилова (в девичестве Тихомирова) в 1893 году в Нижнем Новгороде в семье военного врача. Куда направлялся отец, туда ехала и вся семья, будь то страны Европы или Средняя Азия. В 1907 году семья переехала в Самарканд, где Ольга окончила женскую гимназию. Несмотря на частые переезды, родители постарались дать детям хорошее образование: занимались с ними математикой и географией, приглашали учителей музыки, рисования. Ольга могла говорить по-французски и по-немецки, любила ездить верхом, подниматься в горы и мечтала стать ботаником-географом. Окончив курсы при мужской гимназии и получив аттестат, дающий право поступать в высшее учебное заведение, Ольга отправилась в Германию. Но страна в это время уже готовилась к войне и не принимала на учебу русских. Тогда девушка решила посвятить время своему большому увлечению – искусству: изучает музеи и архитектуру Мюнхена и Парижа, берет уроки в частной художественной школе, слушает лекции по анатомии и искусствоведению, после чего едет в столицу и поступает в Московское художественное училище живописи, ваяния и зодчества.

1893 – 1895 Нижний Новгород, Россия
1895 – 1898 Германия, Швейцария, Франция, Италия
1898 – 1907 Варшава
1907-1911 Самарканд;
1912 – 1913 Ташкент, Штутгарт, Мюнхен, Париж
1913-1919 Москва


Студенческие годы прошли в непростые времена: уже шла война, зрели революционные настроения как в обществе, так и в искусстве. Масла в огонь подливал Маяковский: его уже отчислили из училища, но он приходил навестить бывших сокурсников, собирал вокруг себя публику, читал новые стихи, вел со студентами дискуссии об искусстве. Ольга Максимилиановна вспоминает как молодые скульпторы, возвращаясь в мастерские после очередной выставки кубистов кромсали и резали свои этюды на плоскости с острыми углами, а бюсты и фигуры раскрашивали в синий, желтый, зеленый цвета. Попробовав для себя новые способы художественных решений (например, портрет с синими волосами) Ольга все же осталась верна принципам классической скульптуры. Из училища она выпустилась вместе со своим мужем-сокурсником, тоже скульптором, Аполлоном Мануиловым.

Выполнив свои первые самостоятельные работы (бюст Рылеева и бюст Жан-Жака Руссо), супруги Мануиловы приезжают в Ташкент. Здесь они вместе с другими художниками создают плакаты, обличающие басмачество. Ольга Максимилиановна рисует первые плакаты на тему раскрепощения женщин Востока. Размноженные в цвете они развешивались в различных учреждениях, школах. Помимо работы в мастерской, Ольга Максимилиановна преподает скульптуру в только что открывшемся художественном училище, обучает живописи и рисунку детей в школах, делает зарисовки девушек в национальных платьях, которые в будущем послужат ей материалом для создания произведений мелкой пластики.

Следующие два десятилетия Ольги Мануиловой прошли в водовороте творческих и семейных забот, в оттачивании мастерства и приобретении опыта: под ее авторством появились декоративные фигуры в парках Кисловодска, коллекция скульптур в Антропологическом музее Москвы. От сотрудничества с Ленинградским Военно-морским музеем осталось несколько тематических скульптурных групп и портретов моряков. Но почти все бюсты, созданные в Крыму и в музее Л.Толстого в Ясной Поляне были утеряны или разбиты во время войны.

1920 – 1923 Ташкент
1923 – 1927 Крым, Кореизе
1927 – 1932 Москва, Ленинград, Кронштадт
1932 – 1936 Ясная Поляна
1936 – 1937 Кисловодск
1937 – 1938 Москва
1939 – 1984 Фрунзе


В Советский Кыргызстан Мануилова приехала по приглашению правительства в 1939 году для создания памятника Токтогулу Сатылганову. С грузом пластилина, альбомом и карандашами она отправилась в сложную поездку на родину акына в Мазар-Сай (Кетмен-Тобе), чтобы познакомиться с его учениками и родственниками, изучить его жизнь, творчество. В дороге она делала зарисовки местных жителей, природы, лошадей, а в самом Мазар-Сае лепила с натуры Кулике (двоюродного брата Токтогула), перерисовала с надгробья акына орнамент, который позже использовала в работе. И уже во Фрунзе по собранным материалам Мануилова изготовила памятник к намеченному празднованию юбилея акына. Работала прямо за кулисами театра, во время репетиций оперы "Токтогул". К вечеру 25 ноября 1940 года в фойе театра на фанерном постаменте возвышался Токтогул на коне с комузом в руках, его окружали скульптуры людей и животных, объединенные резной решеткой с орнаментом.

Этот вечер, о котором так тепло и душевно отзывается в своих дневниках Ольга Максимилиановна, стал отправной точкой не только в жизни художницы, скульпторши, но и для культуры целой страны. Вскоре она создаст монументы, посвященные людям, с которыми познакомилась в этот вечер: акын Тоголок Молдо, композитор Мураталы Куренкеев, поэт Джоомарт Боконбаев. Их бюсты и скульптуры в полный рост установлены в скверах и на улицах Бишкека. За годы творчества в Кыргызстане Ольга Максимилиановна создаст более 600 скульптур, среди которых портретные бюсты народной артистки СССР Сайры Кийизбаевой, студентки З.Тулейкуловой, чабанщицы Зууры Тынаевой, медсестры Валентины Панфиловой, артистки М.Марасуловой и многих других.

В годы войны вместе с мужем Мануилова работает над памятником генерал-майору И.В.Панфилову. Из-за отсутствия четкой фотографии пришлось лепить бюст под наблюдением его вдовы, пока не была достигнута достоверность. Отлитый из цемента монумент установили у входа в парк (сегодня это парк им.Панфилова) на двухступенчатом постаменте и украсили барельефами. Открытие прошло в 1942 году и это был первый памятник в стране, созданный в военные годы.

В скульптурах "Строительницы БЧК" и "В помощь фронту", которые сегодня можно увидеть в музее ИЗО им.Г.Айтиева, Ольга Максимилиановна воссоздала собирательный образ женщин, с которыми она познакомилась на стройке Большого Чуйского Канала. Как и многие другие, Мануилова приходила туда вместе с дочерью Мариной ранним утром, работала кетменем, возила тачки с землей, а вечером по памяти делала эскизы работниц. Из поездок по стране она привозила портреты ударниц, зарисовки женских образов, которые использовала при создании скульптур "Девушка со снопом", "Киргизская девушка с кетменем", "Девушка с хлопком", "Пшеница" и многих других. В каждом селении ее радостно встречали дети, а женщины после трудового дня соглашались позировать художнице. Иногда, принарядившись работницы просили выделить цветом на портрете украшения, и Мануилова бралась за акварель: "Я поняла, что даже в самое трудное время люди не равнодушны к искусству. Они ждут от художников одобрения и поддержки. Когда труженики видят портреты своих земляков, они начинают думать о себе лучше".

Прогуливаясь по центральным улицам Бишкека, вы осознанно или неосознанно становитесь зрителем объектов искусства авторства Ольги Мануиловой: декорированный барельеф Конституция на здании прокуратуры по бульвару Эркиндик, скульптура девушки с чашей в павильоне газвод возле кинотеатра Ала-Тоо, барельефные розетки на фасаде библиотеки им.К.Баялинова, ну и, конечно, скульптуры на фронтоне театра оперы и балета. К оформлению здания театра Мануилова готовилась довольно долго, изучая материалы в библиотеках Москвы, посещая в поисках пластики балетные постановки. После множества отвергнутых комиссией эскизов, на крыше театра появились семь фигур по 3,5 метра каждая. В правом углу – танцовщица из балета "Чолпон" и музыкант, играющий на кыл кыяке, в левом – артист из оперы "Айчурек" и девушка с комузом, и центральная группа – женщина, молодой ученый и рабочий со знаменем.

Мануилова всегда долго и тщательно собирала материал для своих работ, погружаясь в него с головой. Так, для создания проекта памятников Низами, Бируни, Авиценны и Рудаки, она изучила их произведения и учения, освоила иранские орнаменты и миниатюры, а также куфическое письмо, чтобы собственноручно вырезать на постаментах их имена на арабском языке. С таким же энтузиазмом, смелостью и вовлеченностью, Ольга Максимилиановна участвовала в плавании на эскадронном миноносце в Черном море, чтобы отразить увиденное в серии работ на военную тематику.

Иногда исследования, сбор материала занимали несколько месяцев, как это случилось во время работы над оформлением узбекского павильона на ВДНХ в Москве в 1938 году. Мануилова четыре месяца провела в Ташкенте, где в поисках подходящей натуры делала портреты стариков, юношей, девушек, изучала орнаменты и росписи, посещала городскую чайхану, чтобы послушать игру на дутаре. В результате этого получились две большие скульптуры "Бубнист" и "Дутарист", и две поменьше – "Сборщица хлопка" и "Поливальщик". С фигурой "Поливальщика" вышла забавная история. Художница вдохновилась молодым босым парнем, который расчищал арык в поле, его легкой бодрой походкой, что и постаралась отразить в скульптуре. Но худсовет, увидев эскиз, возмутился: "А что скажут зрители? Наша промышленность производит всякие резиновые сапоги, в том числе и высокие. Это необходимо показать!". Пришлось накладывать на стройные ноги поливальщика глину в виде грубых сапог.

Отдельная тема в творчестве и в жизни Ольги Мануиловой – животные, за которыми она с детства любила наблюдать. С удовольствием лепила фигурки баранов для сельско-хозяйственной выставки, скульптуру архара и беркута – для Пржевальского музея. Но больше всего она любила лошадей, часто рисовала их и умело ездила верхом. Возможно поэтому Мануилова так легко согласилась на довольно сложную задачу – изготовить в короткие сроки бутафорскую конницу Манаса к премьере одноименной оперы. Гигантские в почти реальный рост лошади из папье-маше создавались в закутке на лестничной площадке за сценой, на которой в это время шли репетиции оперы. Ольга Максимилиановна записала в воспоминаниях, что буквально ночевала в театре и мечтала о чашке кофе: "Топор, которым мы сколачивали каркасы, весь в глине. Мои ватные штаны уже не гнулись, столько на них всякого налипло. Руки вконец изранены от гвоздей и осколков стекла. Но какой славный миг, когда с глиняной фигуры снимаются части папье-маше, собираются вместе, – и вот стоит красавец конь рядом с вонючей, осточертевшей, ненавистной мне глиной!".

В таких непростых условиях довольно часто работала Ольга Максимилиановна, иногда в поездках в дороге, в юртах или прямо на улице. Пока не появилась своя мастерская в 1948 году, приходилось кочевать вместе с работами, запасами глины и пластилина, станками, инструментами, каркасами, да и личными вещами тоже. Наверное частые переезды в детстве и молодости приучили ее не привязываться к месту, вещам – всегда можно оставить всё и уехать. И чем более непритязательной в быту, тем более требовательной в работе была Мануилова. А работала она много, иногда до поздней ночи. Даже в самых сложных жизненных ситуациях, когда, например, в молодости сильно болел муж и приходилось браться за любую работу (давать уроки русского, водить экскурсии, работать в библиотеке), она находила время и возможности для творчества.

К сожалению, Ольга Мануилова работала в основном с гипсом, цементом и другими недолговечными материалами, многие работы со временем сломались или были утеряны, почти все скульптуры, хранившиеся в московской мастерской разбились во время войны. Иногда она приглашала работать резчиков по дереву, какие-то работы за счет Минкульта были отлиты из бронзы, что-то из мелкой пластики отливалось на заводах в фарфоре для массового распространения. При этом много работ она дарила университетам и школам. Несколько скульптур установлены в горах, в том числе и бюст певца Поля Робсона, который Мануилова сделала в знак его поддержки и подняла вместе с альпинистской группой Рацека на пик в 4000 метров в Ала-Арчинском ущелье. Альпинизм, кстати, это еще одно большое увлечение Мануиловой, она любила покорять горные вершины, вела активный образ жизни, закалялась и придерживалась вегетарианства.

Несколько лет Мануилова преподавала во Фрунзенском художественном училище. В своей мастерской она принимала не только своих студентов и учеников, но и всех желающих: кто-то приходил позировать, а кто исполнить свою мечту стать художником. Дети из школы по соседству прибегали рисовать, лепить, делать модели или чинить сломанные игрушки. За это мастерскую прозвали "дом открытых дверей". Сегодня ее дом-мастерская на улице Тыныстанова также открыт для посещения, здесь теперь музей Ольги Мануиловой.

1943 – О.Мануиловой присвоено звание Заслуженного деятеля искусств КССР
1954 – О.Мануиловой присвоено звание Народного художника КССР


Пока Ольга Максимилиановна работала во Фрунзе, ее муж, дети и внуки жили в Москве. Старшая дочь Марина переехала к матери, когда та была уже пожилой, ухаживала за ней и преподавала на архитектурном факультете. Мануилова писала, что годами мечтала о работе в уединении, но сначала приходилось делить время между скульптурой и маленькими детьми, а когда они выросли все равно находились люди, которым нужна была ее помощь: "Целые годы прошли среди шума, детского плача, в конфликтах с натурщиками и рабочими".

Приехав когда-то в незнакомую для себя среду, художница смело взялась за работу, со всем уважением, а порой даже с восхищением, вникая в историю и культуру страны. Полагаю, что именно здесь она нашла то, что помогало ей исследовать, познавать, творить и создавать. Она сама была воплощением того образа человека своего времени, который часто повторяла в своих скульптурах – сильная, смелая, всецело увлеченная своим делом художница. И тяжелый труд, и кропотливая работа окупились сполна. В 1984 году в последний путь Мануилову провожала вся кыргызская интеллигенция.

Текст: Алима Токмергенова
Карта работ Ольги Мануиловой в г.Бишкек:
    • Мемориальный дом-музей О. Мануиловой: Тыныстанова 108 (перес.ул.Киевская)
    • КНМИИ им.Г.Айтиева: ул. Абдрахманова 196
    • Рельефный фриз на здании Конституционного суда: бул. Эркиндик 39 (ул. Киевская)
    • Монументально-скульптурная группа на фронтоне театра оперы и балета: ул. Абдрахманова 167 (перес. ул. Чуй)
    • Барельефные розетки на здании библиотеки им. К. Баялинова: Тыныстанова 242
    • Скульптура девушки с чашей для павильона газвод: ул. Киевская / бул. Эркиндик
    • Бюст М. Куренкеева: училище им. Куренкеева, ул. Панфилова 162
    • Памятник И. В. Панфилову: ул. Фрунзе 370
    • Памятник Тоголоку Молдо: сквер им.Т.Молдо, ул.Московская (перес. ул. Коенкозова)
    Библиография:
    1. Мануилова О. М. Жизнь и творчество. Нагаевская Е. Фрунзе, 1965.
    2. Страницы воспоминаний. Ольга Мануилова. Фрунзе, 1980.
    3. Художники Киргизии за 60 лет. "Советский художник". Москва, 1983.
    4. Сборник докладов научно-практической конференции. посвященной к 110-летию народного художника Киргизской ССР Мануиловой Ольги Максимилиановны. КРСУ. Бишкек, 2003.
    5. Основоположники кыргызского искусства. Сборник избранных материалов конференций, посвященных юбилеям первых кыргызских художников. ОДММ. КНМИИ. Бишкек, 2004.
    6. Мемориальный дом-музей О. М. Мануиловой. Брошюра. ОДММ, Бишкек, 2013.
    7. Каталог выставки скульптурных произведений Мануйловой О. М. 1939-1954. Фрунзе, 1954.
    8. Мануилова О. Каталог выставки в 120-летию со дня рождения. Из собрания КНМИИ им. Г. Айтиева. Бишкек, 2014.
    Каталог выставки скульптурных произведений.
    О. М. Мануилова. Фрунзе. 1954