Художница половину года работала и жила в Советском Кыргызстане и Средней Азии, а остальное время в Москве. Это Евгения Малеина. Ее фамилию я слышала много раз, но как-то всегда на периферии – да, была художница, писала пейзажи и натюрморты, жена Семена Чуйкова.
Совсем немного ее работ и информации о ней можно найти как в небольшой комнатке дома-музея С. А. Чуйкова в Бишкеке – несколько пейзажей, одна керамическая тарелка, пару книжек и фотографии, так и в основной экспозиции Кыргызского Национального Музея Изобразительных Искусств им. Г. Айтиева. Хотя, в сравнении с представленностью в музее других художниц, Малеиной много – пять или шесть работ.
Я посещала несколько раз комнату с ее работами в доме-музее Чуйкова (его фамилию текстовый редактор автоматически пишет с большой буквы, в отличие от Малеиной). После короткого рассказа о художнице, внимание тех, кто проводили экскурсии переключалось на Чуйкова, про него они знают больше, и в целом в музей приходят, вероятнее всего, знакомится с Чуйковым (его считают основоположником изобразительного искусства в Кыргызстана).
Родилась Евгения в Ташкенте, в семье было шестеро детей, мать Надежда Гавриловна, отец Алексей Иванович. В 1919 году посещает Ташкентскую художественную школу, в это время из Москвы туда приезжает много художников, те, кто работают в реалистическом направлении, и те, кого называют "формалистами", экспериментаторы с формами, цветом, подходами в живописи и искусстве в целом. В эту же Ташкентскую художественную школу по путевке приезжает Семен Чуйков, где они и знакомятся.
В 1921 Малеина поступает на рабфак в Москве, потом во Вхутемас, где учится в мастерской Р. Фалька, А. Древина и других преподавателей на факультете живописи, там же учится и Чуйков. Она из Ташкента, он из Фрунзе. В какой-то момент решили быть вместе, позже кочуя между Средней Азией, как было принято назвать этот регион в Советский период, и Москвой. В 1930 году Малеина заканчивает Вхутеин (1926-27 Вхутемас переименован во Вхутеин) после чего остается работать ассистенткой преподавателя основ живописи на факультете керамики. Вхутеин готовил художников-мастеров для работы в промышленности, участия в строительстве социализма – производственное искусство – архитектура, полиграфия, деревообделочные и металлообрабатывающие технологи, живопись, скульптура, керамика, текстиль. Студенты Вхутеина жили в очень ограниченных условиях, но при этом творили и проживали в коллективном духе «коммуны».
1919 – Ташкентская художественная школа.
1921 – рабфак искусств – рабочий факультет – раннесоветская система образовательных институтов для подготовки рабочих и крестьян к поступлению в высшие образовательные учреждения.
1924 – Вхутемас – высшие художественно-технические мастерские, первая в СССР художественная школа.
1930 – окончила Вхутеин – высший художественно-технический институт.
И, вот, делая художественное исследование истории искусства Советского Кыргызстана в практиках художниц и готовя на его основании онлайн выставку работ художниц, я наконец-то начинаю уделять время и внимание поиску информации в библиотеке, архивах и фондах главного музея изобразительного искусства Кыргызстана. Интересно понять какова институциональная память музея – что он помнит, хранит, рассказывает нам о работах Малеиной и других художниц.
Отыскав и пролистав один маленький каталог выставки Евгении Алексеевны, через какое-то время я наконец-то нашла две книжки про неё, изданные в Москве в 1963 году (авторства Е. П. Львовой) и 1984 году (авторства А. Абрамовой). С нетерпением пролистала одну из них, смотря цветные репродукции работ и испытывая восторг – какой цвет и образы – это искусство вдохновляет моментально.
В период учебы, как и других художниц и художников, ее командировали в районы индустриального строительства. Задача – изображение создания нового мира, колхозного труда и ведения коллективного хозяйства. Ездила она домой, в Узбекистан и Среднюю Азию на стройки, например, строительство Турксиба (железная дорога из Сибири в Среднюю Азию, 1927-1930 годы). Художница же знакомит нас в своих работах с повседневностью, местами, жизнью людей и природы.
Множество зарисовок, этюдов, набросков из поездок становились основаниями для произведений маслом – пейзаж, натюрморт. Зарисовки делала фломастером и карандашом, всегда носила с собой этюдник, альбом или бумагу.
"В этюде часто бываешь связанной с натурой, в картине – я свободна, я могу показать главное – то, чему я удивилась, то, собственно говоря, что и дало жизнь картине." – Малеина (Абрамова, стр. 105).
Работает Малеина в близких для неё направлениях – натюрморты, портреты, любит писать детей и изображать ювенильный возраст. Она создает задумчивые, глубокие и искренние образы детей в пространстве их проживания, сельского быта – девушка с ведром, девочка на лестнице, в саду, в поле и другое. Смотря на ее произведения с детьми, возникает ощущение фотографичности материала – компоновка, схватывание момента, ощущение внутренней динамики – некоторые героини и герои увлечены чем-то, что находится вне картины, как зрительница ты домысливаешь ситуацию. В целом, ощущение присутствия человека в ее произведениях, за пределами картины, характерно и для натюрмортов – их связь с ситуацией, контекстом места нахождения изображаемого предмета, связь с человеком, обстановкой, такая игра воображения. В моем восприятии это помещение себя как зрительницы в картину или картины в свою повседневность, как той, кто, возможно, и помыла эти самые фрукты, овощи, положила плоды, разрезала, вдыхала аромат и испытывала чувство жизни. Ты воображаешь то, чего не изображено и можешь почувствовать себя частью произведения. Особый интерес к фруктам и овощам Малеина начала проявлять с конца 1930-х, так же как и к портрету.
"Я люблю плоды земли и воспринимаю их как олицетворение сил вечно живой природы. Глядя на них, я всегда удивляюсь этим силам, как чуду." – Малеина (Абрамова, 51).
Многие работы довоенного времени утрачены во время Великой отечественной войны, поэтому искусствоведам и исследователям, в целом, трудно говорить об этом периоде ее творчества.
Выставки учебного и после учебного периода:
1928 – участница Общества молодых художников (ОМХ) – цель объединения – "реалистично отражать мир";
1928 – 1-я выставка молодежного общества художников РОСТ (объединение создано ее соратниками, сокурсниками художниками и художницами), Москва;
1929 – 2-я выставка молодежного общества художников РОСТ, Москва;
1929 – первая передвижная выставка живописи и графики, Москва;
1932 – член Союза художников СССР;
1934 – выставка молодых художников, Москва.
Теперь, прочитав найденные книжки, я знаю что во Вхутемасе/Вхутеине ее назвали «абсолютный глаз» и, что у ее современниц и современников, создаваемое Малеиной искусство, тоже пробуждало желание творить.
"Работы Малиной очень конкретны, материальны, весомы… В своих работах Малеина идет от среды к предмету, воспринимает среду как основу, как субстанцию, созидающую тот или иной предмет. Люди, вещи, природа в картинах художника воспринимаются поэтому как сгусток энергии, силы, внутреннего напряжения и жизни. Она видит вещи в целом." (Е. Абрамова, 55).
В 1940 году прошла ее первая персональная выставка в залах Московского Союза художников. В этом же году она родила второго сына и готовила выставку с грудным ребенком на руках. В экспозиции были представлены работы созданные с 1938 по 1940-е годы – "эмоционально насыщенные образы" (Львова, стр.40). Показала 48 работ 1938 года и 72 работы 1939 года – некоторые итоги последних лет. На всех своих остальных выставках она также предпочитала выставлять "последние картины". Некоторые этюды с натуры были выставлены как самостоятельные произведения. Пристальное внимание Малеина уделяла оформлению – рамам, которые считала завершающим этапом картины – из металла, тонкие медные пластины, и деревянные с резьбой.
В период войны их семья проживала в эвакуации во Фрунзе. После, как уже было упомянуто, они с Чуйковым систематически ездят и живут в Средней Азии – пол года Москва, пол года Фрунзе, Ташкент и другие города. В период 1945-1950 Малеина создает работы о местах и людях этого региона, показывает колхозный труд в пейзажах, природу Киргизии, Узбекистана, Крыма, Прибалтики и Подмосковья. Постоянно выставляется на ежегодных всесоюзных и международных художественных выставках.
"Средняя Азия мне очень много дала. Она навсегда вошла в мою кровь и жизнь. Но я никогда не видела ее экзотики", – Малеина (Львова, стр. 20).
1935 – рождение первого сына Ивана;
1940 – рождение второго сына Василия;
1940 – первая персональная выставка в Москве;
1941-1945 – эвакуация во Фрунзе.
Несмотря на то, что в 1930-х она была ассистентом-преподавателем основ живописи на факультете керамики, керамикой она начала заниматься позже, в 1960-х годах. Начала работать для удовольствия самостоятельно. Работала в основном без станка, руками, отсюда такая интересная и художественная бытовая керамика, создаваемая Малеиной, которую хочется потрогать даже через фотографию. Керамика неровная, плотная, ассиметричная, несет в себе простоту, повседневность, ощущение материала и расширение авторки – "художница-наблюдательница", вдыхающая в материал энергию через сочетание текстур, вкраплений, шероховатости и гладкости. Еще она изготавливала и носила бусы собственного изготовления.
1958 – большая групповая выставка произведений художников В. Н. Вакидина, Е. А. Малеиной, Н. А. Удальцовой (педагог Вхутемаса в прошлом), В. Б. Эльконина, А. Е. Зеленского в залах Московской организации Союза советских художников (МОССХ). На этой выставке Малеина впервые показала керамику;
1961 – выставка Е. А. Малеиной и С. А. Чуйкова в Болгарии (София), выставляли живопись и керамику, единственная совместная выставка с супругом Чуйковым.
1967 – выставка во Фрунзе (каталог выставки не найден в библиотеке музея);
1972 – 2-я персональная выставка в Москве;
1974 – групповая выставка художников-керамистов в залах Московской организации Союза художников СССР;
1976 – персональная выставка во Фрунзе, керамика на выставке представлена большим разделом (каталог выставки есть в музее в нескольких экземплярах, его фотокопию вы можете найти в конце этого текста).
За свой продолжительный творческий период Малеина участвовала во всесоюзных выставках, выставках в Москве, Фрунзе, Лондоне, Берлине, Софии, Праге, Амстердаме, Будапеште и других городах.
В 1972 году прошла вторая персональная выставка Малейной в Москве (в книге Абрамовой обозначается как самая значительная в творчестве художницы). В экспозиции были представлены работы с 1968 по 1972 годы, из ранних лишь несколько картин, написанные в период с 1956 по 1961 годы. Выставлено много портретов, а также картины, соединяющие портрет, натюрморт, пейзаж – некоторое расширение жанров, в которых работала художница. Большим разделом репрезентирована керамика.
"Евгения Алексеевна Малеина как-то заметила в разговоре, что она никогда не думает о технике живописи, когда пишет. Живопись для нее – язык чувств. Главное – суметь передать то, ради чего захотелось писать, то что она увидела, почувствовала, пережила." (Абрамова, стр.70).
Текст: Диана У / Ухина