Обращаясь к теме женщины в труде и общественно-политической жизни в Советской Киргизии и в Советском Союзе, мы осознаем ее сложность и неоднозначность. 1920-1930-е годы XX века были периодом не только эмансипации и предоставления возможностей и прав женщине, но и сложным временем слома привычного характера взаимоотношений и практик жизнедеятельности.
В 1917 году женщинам предоставляется полнота прав, они вводятся в трудовую сферу, имеют доступ к образованию, но все еще включены в эти процессы в малом количестве, многие из заявленных прав остаются на уровне деклараций и лозунгов. В этот период пересматриваются не только вопросы гендерных ролей, но и повсеместно распространяются идеи создания нового общества, строящегося на иных основаниях. Нарастают дискуссии о так называемом «социалистическом расселении», разворачивается строительство промышленных городов, ставятся задачи реорганизации быта с усилением роли коллектива и высвобождением женщины от ведения домашнего хозяйства (распространение идеи домов-комбинатов, дискуссии и судьбе брака и семьи); пересматривается культура детства и воспитания (создание общественных столовых, системы детских садов).
Если говорить о Средней Азии, то «насаждаемое» сверху Декретами равноправие очень тяжело укоренялось в сознании и жизни людей и сопровождалось сложными процессами. «Освобождение женщин Востока» в 1920-е годы получает в официальных документах специальное название – «Худжум» (араб. «наступление»). Под «худжум» подразумевается систематическая деятельность по привлечению женщины в трудовую, общественно-политическую жизнь; обеспечению равноправия и предоставлению ей доступа к образованию.
Продолжение текста читайте в каталоге выставки