Говоря об известных нам работах Лидии Ильиной, можно отметить, что они говорили о теме женщины скорее некритично, а встраивались в логику властного языка, которая в работах художницы не ставилась под сомнение. Одна из серии гравюр, за которую Ильина получила Государственную премию СССР в 1971 году, именовалась «Материнство» (1967 г.).
Мы не можем знать позицию представленных художниц по вопросам действительного равенства и их критичности по отношению к политике власти, но исходя из известных работ, можем предположить, что они не были ангажированы в этом вопросе. В целом их труды следовали за задаваемое властью направлением, которая рассматривала искусство как важный инструмент в построении нового общества
[7]. Следование за этой линией, вполне возможно, было связано с тем, что связка художницы, гражданки, активистки была сильна и важна для художниц, но и, вполне возможно, ввиду удобства такой позиции.
Для нас сегодня не важно, каких взглядов придерживались О. Мануилова и Л. Ильина. Важно то, что они были яркими представительницами профессиональной и общественной деятельности и их работы могут сегодня служить основанием для дискуссии на темы актуальные для нас – эмансипация, субъектность женщины, равенство независимо от гендерной идентичности и множество тем, значимых для каждой/го читательницы/ля. «Если цель искусства – сломать считающиеся традиционными и естественными представления о женщинах, оно должно вынести на свет как социальную конструкцию женского, так и психоаналитическое конструирование различия полов. Наконец, теоретический подход предполагает отказ от господствующего понимания искусства как личного самовыражения и помещает искусство в континуум, связующий социальное с политическим, отводя художнице место производителя в этой новой ситуации…»
[8].
Если говорить о современных художественных практиках, то, несмотря на возрастающую консервативную риторику за последние годы, публичной феминисткой рефлексии со стороны кыргызстанских художниц, работающих критично с образами женщины, проблематизирующих ее положение и поднимающих дискуссии посредством художественных работ, практически нет. Скорее вопрос положения женщины и ее репрезентации открыто поднимается различными феминистскими и активистскими инициативами Бишкека.