Лидия Ильина
27 февраля 1915 г., Михайлово, Россия – 14 октября 1994 г., Бишкек


Лидия Ильина – родоначальница кыргызской графики, признанная мастерица гравюры. Всё её творчество, от книжных иллюстраций до больших графических серий, тесно связано с Советским Кыргызстаном.
Количество литературы, каталогов, альбомов, брошюр в музейной библиотеке, посвященных творчеству Ильиной свидетельствует о том, как много она работала, неутомимо открывая для себя новые темы, новые художественные подходы.

Лидия Александровна – участница всех республиканских художественных выставок и большинства всесоюзных (начиная с 1939 года), участница 20 международных выставок в разных странах мира. Также в Москве и во Фрунзе у нее были персональные выставки.

"Молодежь Киргизии", "Люди Киргизии", "Слово о киргизской женщине" – в этих и многих других графических сериях Ильина отразила время и страну, в которой жила. Листая альбомы-сборники, замечаешь насколько широкий диапазон характера работ у художницы: от экспрессивных, монументальных и порой даже пафосных до чувственных и камерных. И тем удивительнее обнаруживать работы акварелью, пастелью – умиротворенные и спокойные путевые заметки в цвете из Румынии, Японии, Индии, Италии.

Лидия Ильина родилась 27 февраля 1915 в городе Михайлово. Отец, будучи директором детдома, учил своих подопечных резьбе по дереву, хорошо рисовал и писал маслом. Наблюдая за ним, маленькая Лидия тоже полюбила рисовать, и с шестого класса уже делала портреты родных и подруг.

Во Фрунзе Лидия Ильина приехала в 1939 году по направлению комитета по делам искусства сразу после окончания графического факультета Московского полиграфического института. Первое время Ильина преподавала рисунок в художественном училище. В военные годы вместе с мужем-графиком Андреем Михалевым она рисует плакаты в агитколлективе "Окна КирТАГа" (Окна Киргизского Телеграфного агентства). Более 30 плакатов создала художница на тему борьбы, труда и политической сатиры. Один из них, посвященный строительству Большого Чуйского канала был показан на выставке в Москве.


Книжная гравюра

Свой путь в иллюстрации Лидия Александровна начала в послевоенные годы. Сначала это были "Повести и рассказы" Аалы Токомбаева. Гравюры к книге, а также серия портретов героев из эпоса "Манас" получили большое внимание на отчетной выставке в Москве, после чего поступило первое предложение работать над произведением Т.Сыдыкбекова "Люди наших дней". С этого момента на протяжении многих лет Ильина проиллюстрировала много книг, среди которых произведения Мухтара Ауэзова "Абай", "Путь Абая", "Лесная песня" Леси Украинки, "Решающий шаг" Б.Кербабаева, повести Ч.Айтматова, Мусы Джангазиева, Касымалы Джантошева, а также классическая литература. Особенно любила Ильина рисовать детские книжки ("Разве это небылицы?", "Небылицы"). Вплоть до 50–60-х годов книжная иллюстрация в Советском Кыргызстане была представлена почти исключительно работами Лидии Александровны.

Иллюстрировала Ильина чаще всего в своей излюбленной технике ксилографии (гравюра на дереве). Если бы вы вдруг решились повторить то, что делала Лидия Александровна, то вот, что вам бы предстояло: сначала сделать эскиз и перенести его на бумагу, затем перевести его на отполированную доску из самшита. Далее остро отточенным резцом-штихелем нужно вырезать изображение стружку за стружкой, углубляясь в те части доски, которые соответствуют белым, пустым местам. На нетронутые, ставшие теперь выпуклыми части доски накатывается специальная краска – это первый оттиск, который дает точное воспроизведение вырезанного рисунка в зеркальном отражении. Теперь он может стать частью книги, многократно печататься и воспроизводиться.

Начиная свои первые книжные гравюры Ильина еще не имела больших технических навыков и средств для создания сложных сюжетных композиций. Поэтому это были чаще всего портреты героев, находящихся в покое и единении с природой – простые, решенные в одной плоскости изображения. Тем не менее очень выразительными и эмоциональными получились женские образы первых книг – Тогжан из "Абая", Айна из "Решающий шаг", Груня из "От всего сердца", Зарыл из "Люди наших дней". Образ Зарыл еще не раз проявлялся в других работах Ильиной. Несмотря на первые успехи, многое поначалу не удовлетворяло художницу, уровень полиграфии в те годы был невысоким, некоторые иллюстрации после выхода из печати теряли свои качества.

Со временем от простых портретных описаний и страничных иллюстраций Лидия Александровна перешла к более динамичным и драматичным изображениям. Для большей целостности повествования она добавляет к основным иллюстрациям заставки и концовки каждой главы, сопровождающие читателей от обложки до последней страницы. Это помогало передать общий эмоциональный тон истории, а также акцентировать внимание на тех или иных деталях, поворотах сюжета. В техническом плане с приобретением большего мастерства изменилась пластика штриха, Ильина нашла новые способы для передачи состояния света и прозрачности пространства. В 1956 году, делая цикл фронтисписов к однотомнику "Токтогул", она впервые ввела в гравюры желтоватую подцветку, что помогло показать ярко заливающее все вокруг солнце. В иллюстрациях к повестям Ч.Айтматова художница создала целый дивный мир из фантазийных, поэтичных изображений, которые могут быть как частью книги, так и выступать самостоятельными произведениями.


Литография, офорты, линогравюра

Параллельно с книжной гравюрой Ильина занималась и литографией (рисунок на камне), в основном для создания портретов: "Школьница", "Молодой чабан", а также серия "Лучшие люди Советской Киргизии". В технике гравюры на металле (офорт) выполнены несколько портретов, "Пастушок", "Музыка", а также величественный пейзаж "Дорога в ущелье". Из поездки по Джалал-Абаду Ильина привезла серию акварельных зарисовок: "Идущая", "Чаепитие", "Сборщица хлопка", "Мальчик на хлопке", "Узбек на базаре".

Каждую весну Лидия Александровна уезжала из столицы и до глубокой осени жила в юрте, знакомилась с людьми, много писала с натуры, делала карандашные наброски природы. Возможно с количеством прожитых лет в Кыргызстане, росла ее любовь к стране, восхищение и чувство причастности, что выразилось в графических листах, объединенных в серию "Родные края" (1957). В своих пейзажах соразмерно монументально-величественной природе Ильина гармонично вписывала человека, его присутствие, быт, едва заметные следы его пребывания. Вдохновение природой становится для нее в последующем стимулом работать в цвете. Так после очередной поездки художница создала цветную линогравюру "Пейзаж с деревьями".

В 50-е годы Ильина расширяла свои технические возможности, осваивая также линогравюру, которая в плане художественного эффекта имеет больше живописности форм и линий. В данном случае изображение вырезается на линолеуме по такому же принципу как и гравюра на дереве, но процесс все же немного легче. Линогравюра дала Ильиной возможность создавать новые сюжеты и большие художественные проекты. Одна из первых гравюр на линолеуме – "Свекловичница" (1956), героиню которой она нашла во время поездки в колхоз на полевые работы. Свекловичница стоит облокотившись на кетмень и задумчиво смотрит вдаль. Силуэтом и сюжетной составляющей она очень напоминает один из первых женских образов Ильиной – Зарыл из книги "Люди наших дней".

Все последующее творчество Лидии Александровны посвящено людям, которых она встречает по всей стране. Так рождаются графические серии "Киргизия сегодня", "Люди Киргизии", "Молодежь Киргизии" о людях разных профессий: ковровщицы, монтажники, плавильщики, врачи, студентки, телефонистки, целинницы, чабаны, общественные деятельницы. В 1957 году, участвуя в работе Верховного Совета республики Ильина сделала наброски портретов женщин, представительниц разных районов и областей, участвующих в форуме. И уже в мастерской по образным впечатлениям от увиденного вырезала линогравюру "Делегатки из Тянь-Шаня". Ильина сама была общественно активна, дважды избиралась депутаткой Верховного Совета КССР, была председательницей отдела графики Союза художников.

Два главных интереса Ильиной как художницы – люди и природа – объединились в серии цветной линогравюры "Слово о киргизской женщине" (1958). Семь листов, каждый из которых может вполне рассматриваться самостоятельно, но объединенные в одну серию, они раскрывают задумку художницы – отразить жизнь женщины от восхода до заката: "Юность", "Встреча", "Полдень", "Сборщицы", "Через перевалы", "Страда", "Поздний отдых". Каждый лист имеет свою тему, сюжет, цветовое решение и композицию, где героиня раскрывается в сопоставлении с природой: ранее утро у озера, первая любовь, материнство, полевые работы, труд, сопротивление преградам и непогоде, вечерний покой. Прототипом одной из героинь серии стала хозяйка Исмаилова, жительница Орто-Урюкты Иссык-Кульской области, рядом с домом которой жила в юрте Ильина с семьей. Именно в ней, энергичной и властной, но при этом отзывчивой и доброй, Ильина увидела образ женщины, которую хотела бы воплотить в линогравюре. Исмаилова не является единственным и точным прототипом героини – это скорее собирательный образ кыргызской женщины, современницы Ильиной. Серия "Слово" принесла Ильиной известность, а также золотую медаль Академии художеств СССР.

В последующие годы Лидия Ильина, свободно владеющая всеми графическими материалами, в станковом творчестве предпочитала линогравюру, но неоднократно обращалась к офорту и литографии. Продолжая работать в книжной гравюре, она создает серии линогравюр "По Киргизии", "Женщины мира" , "Молодежь Киргизии", "Материнство". За последние две Лидия Александровна получила Государственную премию СССР.

На протяжении многих лет оставаясь лидером в искусстве книжной иллюстрации, Лидия Ильина продолжала экспериментировать, исследовать, пробовать новые техники. Так же метко как она умела стрелять из мелкокалиберной винтовки, так же метко она выделяла характерные особенности героев своих произведений, вкладывая в их голоса и свою позицию относительно темы труда, солидарности, равноправия, материнства и гуманизма. Портретируя крупным планом современность, Ильина реализовала всю многогранность своего таланта. Ее работы сегодня хранятся в фондах музея изобразительных искусств им.Г.Айтиева, а также можно увидеть иллюстрации Лидии Ильиной в старых изданиях художественных произведений.

Текст: Алима Токмергенова
Список книг, в которых можно найти иллюстрации Л.Ильиной
    1. Токомбаева А. Рассказы и повести. Гравюра на дереве. 1946.
    2. Сыдыкбеков Т. Люди наших дней. Гравюра на дереве. 1949.
    3. Ауэзов М. Абай. Гравюра на дереве. 1950. (Переиздание, 1957).
    4. Кербабаев Б. Решающий шаг. Гравюра на дереве. 1951.
    5. Мальцев Е. От всего сердца. 1952.
    6. Кузнецов П. Человек находит счастье. Гравюра на дереве, 1953.
    7. Токтогул Сатылганов. Избранные сочинения. Гравюра на дереве. 1955.
    8. Рыбак Н. Переяславская рада. Гравюра на дереве. 1956.
    9. Ауэзов М. Путь Абая. Гравюра на дереве. 1957.
    10. Украинка Л. Лесная песня. Гравюра на дереве. 1960.
    11. Пушкин А. Сказки о мертвой царевне и семи богатырях. Автолитография. 1960.
    12. Джантошев К. Каныбек. Линогравюра. 1961.
    13. Бабаевский С. Сыновний бунт. Гравюра на дереве. 1962.
    14. Айтматов Ч. Повести гор и степей. Материнское поле. Белый пароход. Прощай, Гульсары. Джамиля. Линогравюра. 1965 – 1972.
    15. Бейшеналиев Ш. Рогатый ягненок. Бумага, акварель. 1969.
    16. Хемингуэй Э. Старик и море. Линогравюра. 1963.
    17. Яновский Ю. Всадники. 1968.
    18. Пушкин А. Лирика. 1971.
    19. Шекспир В. Сонеты. Гравюра на дереве. 1973.
    20. Лермонтов М. Лирика. Ксилография, 1975.
    21. Лорка Г. Гитара. 1978.
    Библиография:
    1. Ильина Л. Сост. А. Боров. Фрунзе, 1958.
    2. Ильина Лидия Александровна. Ганкина Э. "Советский художник". Москва, 1959.
    3. Графика Киргизии. Под. ред. Прытковой Л. Фрунзе, 1971.
    4. Художники Киргизии за 60 лет. "Советский художник". Москва, 1983.
    5. Каталог персональной выставки Л. Ильиной. Москва, 1962.
    6. Ильина Л. Каталог. Ред. С. М. Жажиев. Фрунзе, 1963.
    7. Ильина Л. Гравюры. Каталог. Сост. Д. Орешкин. КГМИИ, 1966.
    8. Ильина Л. Экслибрисы. Сост. Д. Орешкин. КГМИИ, 1966.
    9. Ильина Л. Альбом: линогравюра, акварель, литография, пастель. Комплект – 24 репродукции. Ленинград, 1973.
    10. Ильина Л. Выставка графики. Союз художников КССР. Фрунзе, 1976.
    Каталог. Л. Ильина. Союз художников КССР. 1962
    Иллюстрация. Каталог. Л. Ильина. Киргизгосиздат. 1963
    Гравюра. Каталог. Л. Ильина. КНМИИ. 1966
    Каталог персональной выставки. Л. Ильина. Союз художников КССР. 1976