Токмок
Токмок
Дорога из Бишкека до Токмока по времени занимает час - полтора езды. Первый указатель, что совсем скоро Токмок - военный истребитель, давно не для полетов. На обочине, при въезде в город, есть придорожные шашлычные с характерным неймингом наподобие "У Салимы". Далее по прямой попадаешь на кольцо, где посередине стоит высокая стела с надписью "Токмок". Слева — автовокзал, жизнь на котором начинается не совсем ранним утром, а утихает часам к девяти вечера. Справа — парк, на холме которого стоит памятник Манап-бию. Прямо дорога ведет уже в другие села.

В советское время в городе располагалась крупная авиабаза, летное училище, радиозавод, мелькомбинат, мясокомбинат, стекольный и другие промышленные заводы. Часть из них с развалом союза перешла в частные руки, другая же перестала функционировать.

Эта история про работниц и работников Дворца культуры им. Н. Байтемирова. Место, где расположился ДК называют "Чайной". В каких-то лохматых годах там была чайная, где наливали самый вкусный и хорошо утоляющий жажду напиток. С виду здание напоминает административное учреждение, которое скрыто за высокими голубыми елями. С дороги его сразу и не заметишь.

ДК построен в 1981 году, но функционировать начал с 1982-го. При входе в здание белыми кусочками мрамора выложены даты завершения строительства - 1981 год. Сами работницы и работники шутя говорят, что строители решили так отметить окончание и выложили. Площадка перед ДК бетонная, вылитая под имитацию плит. Здесь стоит пройтись и внимательно посмотреть под ноги. В нескольких местах оставлены аббревиатуры "ЦК" и т.д. Когда глаз схватывает их впервые, становится интересно, а вдруг за ними что-то скрыто. Правда потом все ясно — просто развлекся так кто-то давно и все.

До постройки на его месте располагалось мусульманское кладбище, напротив было православное. Некоторые горожане до сих пор не ходят в ДК, потому что, по их словам, он стоит на костях их дедов и прадедов. Работники и работницы завели традицию, раз в год режут барана, готовят плов и читают коран, чтобы отдать дань уважения. Говорят они "о духах" спокойно, с улыбкой на лице. Шутят, мол "духи" общаются. Например, вахтерше которая проработала уже больше 20 лет, первое время было страшно. На смену с ней выходили то муж, то дети на протяжении трех месяцев. Потом привыкла, да и не хотела напрягать семью, потому что краем уха как-то услышала, что они спорили, кто выйдет вместе с ней на смену.

Расписание кружков в ДК нарисовано от руки краской. Рядом стенд с объявлениями, где есть приказы министерства культуры, айыл окмоту и запись на аэробику. Там и афиша концерта местного певца: портрет на синем фоне с золотыми буквами. Чуть позже появится объявление о наборе в кружок вокала. Сейчас вокалом там некому заниматься. В фойе расположились две колонны с зеркалами, гардеробная с деревянными вешалками, по бокам которой два входа в большой зал на 500 мест и пять обитых кожей скамей.

На втором этаже маленький холл и сиреневая дверь. Оттуда доносится цыганская музыка и слышен женский голос, отсчитывающий "И раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, стоп!"

Тут же две скамейки, такие же, как внизу, и длинный коридор. В нем 14 кабинетов по нумерации. Изредка вечером в этом коридоре загорается лампочка, в условной середине. Она не совсем освещает, но от слабо-желтого света уже не так темно. Коридор создает впечатление тоннеля где виден только силуэт, слышен ритм шага и скрип подошвы о линолеум.

В другом крыле второго этажа три кабинета и кухня, со шторками в голубой цветочек. Все работницы и работники ДК обедают вместе, собирая по 20 сом на продукты. На столе обязательно будет хлеб, масло, салат и что-нибудь из горячего. Иногда бывает даже с добавочкой.

В ДК проходят не только внутренние мероприятия. Люди любят приходить на концерты звезд местной эстрады, приезжих исполнителей, бывает, мэрия проводит свои собрания в большом зале, а федерация бокса устраивает на сцене бои без правил.
25 августа
Турнир должен был начаться в 17:00, по расписанию. Но начался он примерно в восемь вечера. За это время практически пустой зал на 500 посадочных мест постепенно заполнился людьми. Всю сцену занял ринг. Парни, помогавшие в организации мероприятия, ходят в колпаках и каждый из них по разу да зашел за сетку и сделал селфи на фоне стола судей.
Примерно в половине шестого у дверей в большой зал встали три девушки билетерши. Ну как билетерши, у них в руках нет билетов, вместо них печати, которые они ставят тем, кто проходит.

В воздухе пахнет потом, пылью и согревающими мазями. На проекторе проигрывается подборка легендарных боев. Почти каждый приходящий, заняв место, обращает внимание на видео.

В восемь с небольшим мероприятие начинается. Приветственные слова ведущего и турнир по боям официально открыт. Спортсмены выходят под песни из репертуара Атабекова. Они идут под свет софитов, аплодисменты и крики поддержки из зала. В эту минуту славы главный - боец. Позади тренер и секундант, впереди идет парень в калпаке с флагом в руках.

Кульминационное - бой. Ведущий представляет спортсменов и разводит руки в стороны. В это время подбегает судья и напоминает правила. Бой длится максимум 8 минут. При объявлении следующего раунда на сцену выходят ученицы из танцевального кружка в национальных костюмах. Толпа встречает их криками и фразами, которые сложно разобрать. Становится шумно, но толпа утихает, когда девочки движутся к закулисьям.
Спустя час объявляют антракт. В проходах столпотворение. Все стремительно продвигаются к туалету, появляется очередь. Часть решает выйти на улицу, правда потом сложно зайти обратно. Люди одним потоком валятся из стеклянных дверей ДК.
27 августа
Утром на площадке перед зданием прошла первая репетиция. Весь коллектив ДК готовится к 31-му августа - празднованию дня независимости Кыргызстана. В их программе заявлено 17 номеров, не считая двух музыкальных выступлений и постановочной сценки из "Манаса", где Семетей узнает о том, чей он потомок. Составление сценария, музыкальная подборка, изготовление костюмов, инвентарь - вся подготовка проходит коллективно. Костюмерша Айлаза собирает костюмы из того, что есть в запасах: калпак, чапан, сапоги и почти готовая жилетка из кожзама для баатыров. Рамин, директор, три дня подряд ездит в город. Сегодня он поехал за костюмами, которые не получилось скомпоновать. Каждая и каждый помогает чем может, как, например, хор бабушек. Они помогали Айлазе, с пошивом и доработкой костюмов. У себя в кабинете они не только репетируют. Зейнеп - одна из участниц хора, рассказала, как проходит рабочий процесс.
Собираемся здесь и занимаемся рукоделием. Делаем ширдаки, тошоки, сувениры. Продаем их на ярмарках, сейчас пенсия-то маленькая, а так это какая-то деньга. Всем нужны лекарства на лечение, да и чтобы не зависеть от детей или кого-то другого.
Собираемся здесь и занимаемся рукоделием. Делаем ширдаки, тошоки, сувениры. Продаем их на ярмарках, сейчас пенсия-то маленькая, а так это какая-то деньга. Всем нужны лекарства на лечение, да и чтобы не зависеть от детей или кого-то другого.
Бабушки сами решили организовать ансамбль. Сами себя вдохновляли, хотели. У нас много бабушек, которым хочется петь. Когда поешь и душа поет, ничего не вспоминаешь, забываешь про все болезни и печали. Выступаешь на людях и общаешься.

Когда дома сидишь, одиноко бывает, мысли разные в голову лезут, так и состариться можно быстро. Приходят в ансамбль с удовольствием, общаются, занимаются, готовятся к концертам. К 31-му готовим один номер, а так, хотим сниматься на СТВ в программе "Асылзат".
Вечером на площадке перед ДК должен был быть концерт приезжих групп из Казахстана и Беларуси. За несколько часов перед зданием появляется сцена с подсветкой, оборудованием, электрогитарами на полу и барабанами. Концерт планировался на 18:00, но начали они в 19:00. Как сказал менеджер музыкантов в микрофон "Надо было вчера не чай-пай распивать, а дорожку прогонять".
28 августа
В фойе ДК девочки из танцевального коллектива суетились, ждали пока принесут аппаратуру и можно быстро отрепетировать номер. После репетиции Татьяна Владимировна, балетмейстерка, поедет в Бишкек, за тканью для костюмов.

Там же, около колонны с зеркалами, стоят две финалистки и финалист конкурса "Голос", который проходил в Токмоке месяц назад. Они выступят 31-го августа на площади. Включив на телефоне, во всю громкость, минусовку к песне "Кыргызстаным" распевались, пританцовывая под мелодию.
29 августа
На часах время обеда, в здании стало тихо, многие разошлись по своим делам и не все сегодня будут обедать на кухне. Рахиляхан, но все ее называют Рита эже, готовит обед для тех, кто подойдет позже.

Нарезает огурцы и помидоры с руки в большую зеленую, пластмассовую чашку. На плите с одной конфоркой варится очищенный картофель в алюминиевой кастрюле, а на фоне гудит холодильник. Работает она в ДК с самого первого дня открытия. Тридцать пять лет на одном месте, не изменяя.
Директоров поменялось много за все время. Мне тоже предлагали занять должность, но я отказалась. Сама приехала с юга и менталитет у нас немного отличается. Быть директором - значит постоянно работать на выездах, а я все таки мама. Трое дочек, которые уже выросли. Куда спокойней, отработать до 17:30 и домой. Папа мой был старый, советский, партийный человек и говорил "делай то, что тебе по душе" - это у меня и осталось. Тогда поняла, что могу, то и должна делать. Не могу я делать уколы, поэтому и не должна идти и учиться по наставлениям родителей. Мне нравится писать сценарий, готовиться к мероприятиям, работать с детьми. Затянуло одним словом .
Поменяла физкультуру на культуру. В молодости играла в баскетбольной сборной, в родном городе. Наверное мой рост о чем-то говорит. Когда решила поступать в физкультурный институт, забыла зачетную книжку со всеми записями игр. Попросила родителей отправить ее по почте. В то время была "синяя" и "красная" почты. Они по ошибке отправили зачетную книжку "синей" и я опоздала на поступление. Вернулась домой и год проработала в библиотеке, после поступила в республиканское культпросветучилище на библиотечное дело. Увидел меня там режиссер, попросил написать сценарий. Написала, понравилось. Вот так я осталась в театральном. Правда, год молчала, не говорила никому, а то бы влетело. Когда родственники приехали, убедились что мое, сказали "Ну оставайся, раз нравится".

Был момент когда хотела поступить в институт искусств. В то время политика была нацелена на поднятие потенциала регионов и сельской местности. Знания были, хвалиться сильно не буду. Относилась я к городу и не прошла. Это была единственная обида и больше я никогда не поступала. Дала себе слово, что здесь завоюю уважение, авторитет и любовь города. И все, так оно и пошло, без высшего образования.

Когда ДК открыли в 82-м, была одна. Пришлось искать специалистов в кружки. В то время у нас их было очень много: бальные танцы, гитаристы, народное пение, студия рисования, машинопись, несколько танцевальных.

Для поддержания интереса к ДК, мы сотрудничаем со школами очень тесно. Даем костюмы когда нужно, приглашаем на мероприятия. С появлением интернета, конечно, спал интерес. Не скажу чтобы зал пустовал, но люди приходят. Отчетные концерты танцевальных коллективов выступают на аншлаг. Если бы мы сели и жаловались, то ничего бы не было.

Слова хорошей песни меняют человека, даже когда грустно. Раньше, в советское время в каждой организации обязательной была творческая самодеятельность. Она была нужна рабочему классу. Моменты общения, знакомства на выездных мероприятиях хотелось бы вернуть. Тогда это было очень хорошо... Ну и зарплату если всем работникам культуры подняли, было бы хорошо.

Из-за нехватки средств на костюмы, каждый выходит из положения по-разному. Родители собирают деньги на костюмы, используют старые запасы. Апашки где-то подошьют, где-то сошьют, подлатают костюмы на машинках. Выручат когда нужно.

Творческих людей много, есть и те, кто с маленькой зарплатой все равно играют, поют, танцуют, потому что – любовь.

30 августа
В двенадцать часов дня, на площади, закончилась последняя репетиция перед завтрашним выступлением. Рита говорит "Спасибо сотрудникам милиции. До завтра" и повторит эти слова уже в следующем году.
По приезду в ДК оказывается, что отключили свет, неполадки на подстанции. Работа встала и наступила тишина. В кабинетах практически никого нет, все будто испарились. Из студии звукозаписи не слышна музыка, в танцевальном кабинете не играет ламбада. Тишина. Без света костюмы не подшить и не отрепетировать номера, а значит остается просто ждать. В кабинет к Рите заходят руководительницы коллективов и спрашивают, что делать с костюмами. Они надеются, хотя бы к утру, свет будет и можно доработать оставшиеся мелочи. Кто-то сделает часть работы дома.

Все постепенно собираются в фойе. Кто-то достает телефон и залипает, иногда поднимая голову, чтобы понять происходящее вокруг. Обсуждают как недавно на рынке случилось убийство. Буквально за пару минут в фойе собрались практически все, нет только Рамина, который поехал за тканью, и Татьяны Владимировны, она подойдет к 19:00 на репетицию. Началось обсуждение сценки про Семетея - подготовленной к празднику. Рита шутит над Русланом: «Я кричала, а ты наверное не слышал. Ты же - Манас, уходишь когда, тебе надо было идти лунной походкой по площади». Он смеется в ответ. Руслан работает звукооператором и на полставки художником в ДК, а в сценке ему досталась роль Манаса.

Неожиданно Рита спрашивает про голубей у режиссера Максата:
— Ай, а голубей сегодня ловить будете?

— А кто будет их пускать?

— Мы же говорили что в коробку, а оттуда их вытащим.

— Голуби нужны на 9 мая, а на завтра зачем?

— Ну когда флаг будут нести, хорошо было бы чтобы голуби вылетели.

По их рассказам какое-то время в большом зале не могли починить крышу. Сквозь щели виднелось звездное небо, а во время дождя все заливало.
Если встать в пустой зал и прислушаться, то можно услышать как курлыкают голуби.
Мы всегда своих голубей здесь ловим, горляшек - как символ мира, чтобы было красиво. А так, если арендовать голубей, они дорогие. Оказывается, 400 сом один голубь. Любителей по голубям сейчас мало стало и мы пользуемся своими. Уже коллеги наши. Ловим ночью, с фонариками, в коробку складываем и вывозим потом днем. Обычно это нужно к 9 мая, на факельное шествие. В 12 или 1 ночи приезжают вылавливать. Денег на такое нам не выделяют, а чтобы красиво было сами выкручиваемся. Они сами прилетают, знают адрес. Сидят на столбах белые, красивые.

Сами делаем цветочки для деревьев. Вон видите в углу стоит дерево, вот на такие сами вырезаем из бумажек и на проволоке вешаем. Целый сад декораций на площади потом
На плече у Риты спал Максат. Время близилось к 16:00, а свет все еще не дали. В это время Рамин уже вернулся из города с большим оранжевым пакетом, из которого торчат рулоны небесно-голубого цвета. Его тоже беспокоило, что не было света. В какой-то момент они стали передразнивать походку друг друга, подшучивая что у кого-то она стала вальяжная, а у кого-то странный шаг.

Айлаза вышла в фойе и присела на одну из скамеек, устремив взгляд в пол. Наблюдая со стороны за всем, невозможно было уследить за происходящим.
Свет дали – это стало понятно по загоревшимся лампам белого цвета. С восторгом на лицах они разошлись по своим делам.
Ближе к 19:00, когда уже стемнело, подошла Татьяна Владимировна. История, связывающая ее не только с культурой, но и с Дворцом культуры началась еще в детстве. В 5 лет мама привела дочку в танцевальный кружок. Она сразу вошла во вкус. Поняла это когда, из-за финансовых трудностей в семье, пришлось забрать маленькую Таню.
Может быть, если бы мама не привела, то я бы и не занималась танцами. Был такой период, наверно мне было тогда лет 7, не позволяли финансы ходить на танцы, мама меня забрала. Ой, я помню у меня была истерика. У маленького ребенка была депрессия. Позже маме позвонила преподавательница и сказала "Приводите ее. Нет денег, пусть ходит бесплатно, но чтобы она ходила. У нее талант, я уеду когда-нибудь и она продолжит.


Я знала что это мое. Отдали меня еще в музыкальную школу, в 7 лет. Я ненавидела ее, шла прям как на расстрел, а сюда как на праздник. Причем у нас всегда в ДК были проблемы с отоплением, он никогда не отапливался и было очень холодно. В шапке, куртке, перчатках. Мы все укутанные, но все равно занимались. Ангина, скорлотина, грипп все равно.


После окончания танцевальной студии поступила на хореографа, закончила институт искусств. Мне все говорили "Таня, да это не профессия". Иди на кого-нибудь другого, бухгалтера, экономиста. Ну что это за образование, ты будешь танцор. Я говорю нет. Если меня не тянет и я в этом ничего не понимаю, зачем? Я знаю это мое и буду танцевать".
В 16 лет преподавательница Татьяны Владимировны решает уехать из города и оставляет группы теперь уже новой руководительнице.
В 16 лет преподавательница Татьяны Владимировны решает уехать из города и оставляет группы теперь уже новой руководительнице.
Говорит "Давай Танюша, ты сможешь. Будешь преподавать вместо меня танцы". Было две группы старшая и младшая. Старшую группу я распустила, потому что они были моими ровесницами и не стали бы слушаться, а вот малышек себе оставила. С этого все начиналось
В коротких разговорах, между репетициями, прозвучал вопрос - не жалко ли отпускать, она говорит - "Конечно жалко… С детства воспитывая детей, видя их каждый день, зная все маленькие секреты, которыми они делятся, становится сложнее отпускать".

Но она не отчаивается и рассказывает о выпускницах, которые продолжают заниматься танцами.
Мои старшие девочки уже учатся, выпускницы. Выпустились, получили диплом и продолжают ходить на танцы. Так как учатся в Бишкеке, после 9-го класса все уезжают в Бишкек, они приезжают и мы занимаемся
У нее были мысли о том, чтобы уехать. Каждый год, на протяжении 10 лет, Татьяна Владимировна проходит повышение квалификации в Москве и Новосибирске. Приезжая на семинары многие не раз говорили: "Что ты там сидишь, давай сюда. Они там вообще считают, что здесь деревня. Много раз думала, но что-то родное не отпускает. Оставить детей, которых взяла маленькими. Есть и те, кто занимался раньше и уже вырос, а теперь водит своих деток. Была бы продавщицей все бросила, может быть и уехала бы. Когда воспитываешь детей с 5-ти до 20-ти, они уже все родные. Бросать все это и начинать в другом городе с нуля. Не факт что и получится, поэтому нет. Пока нет".

Только в конце, немного с ухмылкой сказала: "Если уж совсем прижмет, тогда может быть".

Заработная плата у руководительницы танцевального кружка 4500 сом, поэтому не только ей, но и всем работницам и работникам ДК приходится подрабатывать. В основном они работают по вечерам, кто тамадой, кто диджеем, а Татьяна Владимировна танцует.

Так как мы живем в Кыргызстане и наш народ любит погулять, каждый вечер у нас тои, свадьбы, юбилеи. Я со своими девочками-выпускницами создала коллектив - шоу-балет "Ле-грант" и практически каждый вечер выступаем. Заводим, выводим невест, весь вечер пляшем и благодаря этому, если честно, выживаем
Она очень переживала из-за съемки, не любила говорить на камеру. Согласившись наконец на интервью, Татьяна Владимировна, то и дело перебирала и гнула пальцы, чтобы хоть как-то скрыть волнение. В этом году директор, Рамин Маратбекович, сделал Татьяне Владимировне подарок и предложил подать документы на получение звания "Народного ансамбля". Долго ждали запрос, пришлось собрать комиссию и дать очень большой концерт. Комиссия, посмотрев концерт, осталась довольна. Вздохнув, украдкой Татьяна Владимировна продолжает... "И в этом году мы получили звание народного".

Все знают про отчетный концерт танцевального коллектива. Подготовка начинается с февраля. Каждый год готовится тематическая постановка. Как она сама рассказывает, на что фантазии хватит, а там и интернет в помощь. Проводится концерт в апреле. Примерно в это время 10 лет назад Татьяна Владимировна начала первое занятие со своими ученицами. Чаще в беседах она называла их малышками, а девочек постарше мадамами.

На вопрос насколько популярен и пользуется ли спросом ДК она ответила: "Честно скажу - нет". В тихом голосе была слышна то ли неловкость, то ли обида. Затем следовало продолжение о том, как она это поняла.

" Как-то вызвала такси, водитель спросил куда мне ехать. Ответила что в ДК, хотя Токмок совсем же маленький город, каждую улицу знаем. Он говорит:
— А шо это такое?
— Как, Дворец культуры! — отвечаю, - еще не просто Дом культуры, а Дворец.
— А что у нас такой есть, существует? — спрашивает меня. Показываю как проехать, подъезжаем и он спрашивает снова:
— А что он еще работает? А что вы там делаете?
— А значит вы приходите на площадь, на все праздники водите детей. Вы думаете кто там перед вами прыгает, все это организовывает?!
— Серьезно, сам сюда ходил когда-то. Я здесь не был 5 лет и думал что он уже закрылся.
Некоторые не знают о его существовании. Это, конечно, очень плохо."
31 августа
10 утра - площадь окружена сотрудниками милиции для обеспечения безопасности, сцена установлена, аппаратура подключена и люди занимают места. Рита скажет приветственные слова и празднование Дня независимости официально открыто.
Выражаем благодарность:
Байчекиров Руслан – звукооператор, художник-дизайнер
Калпаева Айлаза – костюмерша
Маратбек у. Рамин - директор
Бакирова Рахиляхан – зав. метод кабинет, методистка
Рогачева Татьяна – хореографиня, балетмейстерка, руководительница танцевального ансамбля «Биримдик»
Ажимудинов Максат – режиссер
Курманбаев Майрамбек – завхоз
Мырзабеков Ырыскелди - ведущий специалист по фольклору
Айтбаева Зейнеп - участница хора пожилых людей
Сабырахунов Абдырахман - охранник
Текст: Майя Абдылдаева
Видео: Талгат Бериков, Радик Зюльхитжинов, Чингиз Нарынов
Обработка видео: Джошик Мурзахметов
Дизайн и вёрстка: Алмаз Исаков
Дворец Культуры им. Насиридина Байтемирова г. Токмок