Как главные герои «Матрицы» мы иногда ощущаем внутри себя некое странное чувство, будто все не настоящее. Нам кажется странным почему что-то может так выглядеть, пахнуть, ощущаться, вести себя. Будто мгновение назад ничего не было, а сейчас вы уже здесь. Это обязательно заканчивается внутренним вопросом «кто я?», за которым себя не узнаешь, и сразу же «кто я?» меняется на «кто это?».
В рамках выставки «Красная таблетка» мы инициируем разговор о памяти и идентичности. Эта тема может быть актуальна в разные исторические периоды и в разных контекстах, однако, нас она интересует как некоторый взгляд на социальную «матрицу», которая влияет на формирование нашей идентичности и которая опирается на память. Упрощая, можно заметить, что мы результат смешения памятей разных уровней – «внутренней», основанной на нашем опыте и «внешней», базирующейся на опыте и знании, который мы приобретаем из других источников (люди, книги, исторические нарративы, социальные группы). Наши воспоминания связаны с воспоминаниями других людей и эта связь придает им достоверность. Таким образом, память в определенной степени формирует культуру и становится базисом для определения себя и других в структуре общества. Определение других через постановку вопросов об их культурной, национальной, гендерной и других идентичностях, это помещение «незнакомой» или «незнакомого» в так или иначе понятную категорию, что убирает внутреннюю тревогу неизвестного и позволяет выстраивать коммуникацию. При этом, более интересным кажется вопрос о том, есть ли и нужна ли человеку стержневая идентичность? Что произойдет, если ее разложить, принять так называемую «перформативность идентичности»? Ведь тогда, с одной стороны, может оказаться, что любая идентичность имеет место быть, с другой стороны, это также может значить, что вся жизнь – перформанс, игра, пересборки идентичностей.
Социальная теория, обращаясь к критике идентичности, также усматривает в ней продукт производимый надиндивидуальной системой, которую можно обозначить как социокультурную реальность общества. Чаще всего эта система и ее структуры невидимы, они натурализованны и превращены в «матрицу» Вачовски. В такой системе идентичность является инвариантом социума. Идентичность это не мы, а память – это бесконечный лабиринт, по которому бегает пиксельный человек в поисках выхода. И появление красной таблетки или социологического воображения, с одной стороны, позволяют тебе поставить под сомнение выстроенные правила, а, с другой стороны, вероятно, лишают тебя возможности вернуться и выбрать синюю таблетку. «Добро пожаловать в реальный мир», – приветствует Морфиус «освобожденного» Нео, но этот пафос горек. Ведь постоянное пребывание в рефлексии сулит постоянную борьбу в повседневной жизни.
В рамках данной выставки мы предлагаем произвести некоторую деконструкцию нас самих, найти разные практики осмысления идентичности и памяти, понять, каким образом, наложение множества факторов формирует наше понимание себя и других. Когда дело доходит до описания идентичности, без метафоры, без языка художника не обойтись, ведь описывая свою идентичность, мы производим объект исследования, тем самым становимся художником или художницей.