"И ТО КИНО: мастерская" - это возможность ознакомиться с авторскими фильмами с артикулированной позицией из числа учебных кинофильмов отделения радио, телевидения и киноискусства факультета коммуникации Кыргызско-Турецкого университета "Манас"

Если говорить об авторском кино в Кыргызстане, то безусловно можно говорить о формировании своего языка мастерскими и учебными заведениями, сосредоточенными вокруг известных кинодеятелей Кыргызстана. И у каждого мастера свой бескомпромиссный взгляд на язык авторского кино, его отношение к формированию платформы киноиндустрии, что приводит современный кыргызский кинематограф, зачастую, к бинарным крайностям: быстрое "КВНое кино" и "неторопливо-созерцательное".

К сегодняшнему дню ясно, что кыргызское авторское кино неотделимо в своей эстетической манере от идеологической позиции, его отношение к окружающей действительности и очерчивании своей творческой позиции по отношению к этой действительности. В странах бывших республик СССР кинопроизводство стало инструментом для поиска национальной идентичности. Конечно, критическое отношение в центральноазиатском кино (если мы можем обобщать и говорить о центральноазиатском искусстве) к политической действительности было задолго до распада Союза советских социалистических республик, и постколониальный дискурс вступил в кыргызское кино с некоторой оговоркой.

И до сегодняшнего дня, идеология кыргызского кино сосредотачивалась вокруг "восстановления своей идентичности", которое в своей эстетической манере формировало конструирование мифотворчества. И крайне в нигилистком дискурсе "потери" школы, выстроенной "кыргызским чудом". Новые мастерские выросли, в том числе, и на памяти, и на ностальгии по утерянному "кинопарадизу", но при этом выстраивая и формируя иную платформу вокруг коллективности, и новую форму и логику преемственности.

Одной из таких сильных и интересных школ является мастерская Артыка Суюндукова в отделении радио, телевидения и кинематографа факультета коммуникации в Кыргызско-турецком университете "Манас". И если капиталистическое отношение в кинепроизводстве и дистрибуции со своей мейнстримовой эстетикой выстраивает определенную логику, то мастерская Артыка Суюндукова выражает по отношению к ней свою творческую позицию с критическим отношением к жанрам и классификациям кинематографа, подчеркивая при этом в работах эмоциональную выразительность и поэтическую созерцательность.
Капля (Тамчы)
Режиссёр: Эльнура Ташбаева
21 мин.
2017

"Герои фильма 24 часа в сутки работают под землей в закрытом помещении. В каждом шаге чувствуется опасность. Несмотря на трудные условия, шахтеры работают не покладая рук. И даже рискуя своей жизнью, они готовы на все, чтобы прокормить семью".

Короткометражный фильм Эльнуры Ташбаевой «Тамчы» - это по сути производственный фильм, несмотря на, казалось бы, эстетизацию труда, в которой шахтеры маркируются своей фотогеничностью, все же, далека от советского жанра. Вместе с социально-экономическими преобразованиями страны, киножанр эволюционировал от поэтического воспевания «научно-технической революции» в критическое наблюдение логики труда в капиталистической системе.
Бакыт
Режиссёр: Мээрим Догдурбекова
14 мин.
2018
"Фильм рассказывает об истории между десятилетним Бакытом и его конем. Бакыт, сын сельского берейтора. Свободное от школы время он проводит со своим конем. Отец готовит Бакыта к скачкам. Но, накануне его коня крадут. После случившегося Бакыт не может прийти в себя, потому что конь является частью его самого".

Фильм Мээрим Догдурбековой «Бакыт» смело можно отнести к специфическому жанру, эксплуатирующему популярную для Кыргызстана тему, тему любви к животному. И кыргызскому exploitation пора дать киноведческое название. За последнее десятилетие популярности авторского кино, мифотворчество номада оформляется в особый киноязык, и для этого есть несколько причин. Помимо прочего, особая причина - поэтическое отношение кыргыза к коню, связанное с актуальным фольклором и конструированием идентичности нового номада.
Отчуждение
Режиссёр: Бегим Жолдубай кызы
20 мин.
2018
"Фильм рассказывает о повседневной тяжелой жизни Ыдырыса Осмонова и его супруги. Они в своем преклонном возрасте живут вдали от детей, в местах, где их предки проходили свой жизненный путь в объятиях гор».

Фильм Бегим Жолдубай кызы «Отчуждение» - хрестоматийный фильм мастерской Артыка Суюндукова, осмысляющий процесс документации реальных событий, через деконструирования художественной формы. Но, таким образом, поэтичность не исчезает, а наоборот, в классификации кино, она становится самодостаточным видом.