Один из популярных видов искусства в Кыргызстане – это короткометражное кино. Неслучайно, один из многих кинофорумов проводимых в городе Бишкек называется «Кыргызстан – страна короткометражных фильмов». И помимо столичных вузов (КТУ «Манас», Институт Искусств) признанные кинодеятели открывают свои мастерские по подготовке новых кадров кинопроизводства. Несмотря на то, что в год проходят более 5-ти публичных смотров, большая часть короткометражных фильмов произведенных в Кыргызстане, не доходит до потенциального зрителя. И если вчера мы говорили о том, что «цифра» даст толчок к демократизации, то сегодня актуально переосмысление политики дистрибуции и политическая воля необходимости доступа информации и искусства. Уже второй год в Бишкеке проводится Творческой Группой 705 кинофестиваль разножанрового кино «Олгон-Хорхон». Этот фестиваль – воля к переменам, разговор об актуальности демократизации как кинопроизводства, так и прокатной политики в Кыргызстане.

Помимо возможности ознакомиться с актуальными короткометражными фильмами Кыргызстана, мы рассмотрим проблемные темы локального кинопроизводства. Кто такие «независимые»? Чем обусловлена необходимость «независимости»? Кто за нее борется, и насколько эффективна манифестация «независимости» для национальной кинематографии? Какое может быть противостояние отдельных кинематографистов Кыргызстана к мейнстриму кинопроизводства.
Чингилик-2
Режиссёр: Мирбек Кадралиев
2017
Короткометражка «Чингилик-2», строго говоря, не фильм ужасов, но для уставших в поисках более-менее годного хоррора по лавкрафтовскому ужасу, фильм Мирбека Кадралиева настоятельно рекомендуется. Медленный, но верный саспенс нащупывает тревожность зрителя в поисках ужаса перед неизведанным.

В нарратив «Чингилик-2» вполне вписывается апокалиптическая фантастическая ситуация, но так же легко читается повседневность с красивым зимним пейзажем. И вопрос «что есть действительность» становится уже не важным, когда повествование фильма из рутинной повседневности превращается в болезненный сновиденческий кошмар. Хроника одного неспешного дня неизвестных нам героев, непонятными и, от того тревожными их действиями, нервирует с первых же минут и, казалось бы, к концу фильма получишь ответ, но нет, с трудом оторвавшись от иллюзии кино, разумом понимаешь, что ответа не последует. А кошмарная ирония в том, что этот фильм – вторая часть несуществующего первого фильма.
Отшельник
Режиссёр: Айзада Алиева
2017
Документальный фильм «Отшельник» странен как по выбору названия, так и по методу съемок. Главный герой в фильме Айзады Алиевой по закону жанра не совсем аскетичен: да, не живет в урбанизированном пространстве, но и от мирских благ он не отрекается (у него есть свой дом, хозяйство), да и от общения с внешним миром не совсем отказывается. Документальной фиксацией повседневной жизни героя тоже сложно назвать. По команде он просыпается и трудится, ну и в кульминации театрализованно, по-достоевски, разыгрывается чувство безысходности. Но, есть один эпизод, с одной стороны трогательный, и с другой – неловкий момент, когда мы, зрители, невольно становимся свидетелями неконтролируемого ужаса происходящей действительности. С учётом и названия фильма и документальности через игровой момент – фильм хоть и не жанра хоррор, но вполне зловещ сам по себе!
Перегон
Режиссёр: Эрлан Омурбеков
2017
Короткометражный фильм Эрлана Омурбекова «Перегон» по своему нарративу на первый взгляд местному зрителю кажется привычным: с помощью излюбленной локальными кинематографистами формы повествования, мы наблюдаем неспешный переход пастухов через снежный перевал. Казалось бы, что может быть интересного в документальном наблюдении рутинной жизни кочевников. Кино в странах бывших республик СССР после распада Союза стало поворачивать свое лицо в сторону поиска национальной идентичности. Кыргызское авторское кино не исключение. Только заигравшись в эту игру, из года в год молодые кинематографисты льют слезы по золотому веку наших предков, эксплуатируя эстетику созерцательной неподвижности, маскируясь под «умное искусство».

«Перегон» – медленное кино. Но его темп не дает зрителю то, что до этого привыкли брать от неспешного повествования. В «Перегоне» нет ни капли ностальгии, ни романтичной экзотизации кочевого образа жизни. А, наоборот, форма повествования и временные рамки служат для брехтовского очуждения от нарратива кино, заостряя внимание на рефлексию повседневности и выступая с критической позиции на конструирование мифологии утерянного номадизма.
Один из популярных видов искусства в Кыргызстане – это короткометражное кино. Неслучайно, один из многих кинофорумов проводимых в городе Бишкек называется «Кыргызстан – страна короткометражных фильмов». И помимо столичных вузов (КТУ «Манас», Институт Искусств) признанные кинодеятели открывают свои мастерские по подготовке новых кадров кинопроизводства. Несмотря на то, что в год проходят более 5-ти публичных смотров, большая часть короткометражных фильмов произведенных в Кыргызстане, не доходит до потенциального зрителя. И если вчера мы говорили о том, что «цифра» даст толчок к демократизации, то сегодня актуально переосмысление политики дистрибуции и политическая воля необходимости доступа информации и искусства. Уже второй год в Бишкеке проводится Творческой Группой 705 кинофестиваль разножанрового кино «Олгон-Хорхон». Этот фестиваль – воля к переменам, разговор об актуальности демократизации как кинопроизводства, так и прокатной политики в Кыргызстане.

Помимо возможности ознакомиться с актуальными короткометражными фильмами Кыргызстана, мы рассмотрим проблемные темы локального кинопроизводства. Кто такие «независимые»? Чем обусловлена необходимость «независимости»? Кто за нее борется, и насколько эффективна манифестация «независимости» для национальной кинематографии? Какое может быть противостояние отдельных кинематографистов Кыргызстана к мейнстриму кинопроизводства.
Чингилик-2
Режиссёр: Мирбек Кадралиев
2017
Короткометражка «Чингилик-2», строго говоря, не фильм ужасов, но для уставших в поисках более-менее годного хоррора по лавкрафтовскому ужасу, фильм Мирбека Кадралиева настоятельно рекомендуется. Медленный, но верный саспенс нащупывает тревожность зрителя в поисках ужаса перед неизведанным.

В нарратив «Чингилик-2» вполне вписывается апокалиптическая фантастическая ситуация, но так же легко читается повседневность с красивым зимним пейзажем. И вопрос «что есть действительность» становится уже не важным, когда повествование фильма из рутинной повседневности превращается в болезненный сновиденческий кошмар. Хроника одного неспешного дня неизвестных нам героев, непонятными и, от того тревожными их действиями, нервирует с первых же минут и, казалось бы, к концу фильма получишь ответ, но нет, с трудом оторвавшись от иллюзии кино, разумом понимаешь, что ответа не последует. А кошмарная ирония в том, что этот фильм – вторая часть несуществующего первого фильма.
Отшельник
Режиссёр: Айзада Алиева
2017
Документальный фильм «Отшельник» странен как по выбору названия, так и по методу съемок. Главный герой в фильме Айзады Алиевой по закону жанра не совсем аскетичен: да, не живет в урбанизированном пространстве, но и от мирских благ он не отрекается (у него есть свой дом, хозяйство), да и от общения с внешним миром не совсем отказывается. Документальной фиксацией повседневной жизни героя тоже сложно назвать. По команде он просыпается и трудится, ну и в кульминации театрализованно, по-достоевски, разыгрывается чувство безысходности. Но, есть один эпизод, с одной стороны трогательный, и с другой – неловкий момент, когда мы, зрители, невольно становимся свидетелями неконтролируемого ужаса происходящей действительности. С учётом и названия фильма и документальности через игровой момент – фильм хоть и не жанра хоррор, но вполне зловещ сам по себе!
Перегон
Режиссёр: Эрлан Омурбеков
2017
Короткометражный фильм Эрлана Омурбекова «Перегон» по своему нарративу на первый взгляд местному зрителю кажется привычным: с помощью излюбленной локальными кинематографистами формы повествования, мы наблюдаем неспешный переход пастухов через снежный перевал. Казалось бы, что может быть интересного в документальном наблюдении рутинной жизни кочевников. Кино в странах бывших республик СССР после распада Союза стало поворачивать свое лицо в сторону поиска национальной идентичности. Кыргызское авторское кино не исключение. Только заигравшись в эту игру, из года в год молодые кинематографисты льют слезы по золотому веку наших предков, эксплуатируя эстетику созерцательной неподвижности, маскируясь под «умное искусство».

«Перегон» – медленное кино. Но его темп не дает зрителю то, что до этого привыкли брать от неспешного повествования. В «Перегоне» нет ни капли ностальгии, ни романтичной экзотизации кочевого образа жизни. А, наоборот, форма повествования и временные рамки служат для брехтовского очуждения от нарратива кино, заостряя внимание на рефлексию повседневности и выступая с критической позиции на конструирование мифологии утерянного номадизма.