Как реализовать свое право на доступ к информации
и узнать про ближайшие изменения в городе
Путеводитель для новичков
жителей, активистов и всех интересующихся
ЗАЧЕМ ОН ВАМ?
Если вы узнали о приближающихся изменениях в районе вашего проживания / работы и хотите узнать планы о его будущей реализации (что конкретно изменится, кто будет реализовывать проект, как изменится место вашего проживания, почему было решено эти изменения реализовывать и т.п.)
Если вы узнали о планах изменения важного для вас района в городе и хотите знать, что произойдет (например, о появлении нового жилого здания, торгового центра, нового сквера, изменении давно пустующего места, изменении вида из вашего окна и т.п.)
Если вы хотите знать о спроектированных или планируемых изменениях в любой точке города
Если вы хотите знать, какое ближайшее будущее у культурного / социального / исторического объекта в городе
Что сказано в законе?
Законодательство Кыргызской Республики гарантирует каждому человеку и гражданину соблюдение его права на доступ к информации, находящейся в ведение государственных органов и органов местного самоуправления (далее по тексту – МСУ).

При этом важно понимать, что существуют категории информации доступ к которым для неограниченного круга лиц - запрещен, например государственные секреты, банковская тайна, тайна следствия, тайна частной жизни и тд.

Чтобы реализовать свое право на доступ к информации, рекомендуем ознакомиться с установленными способами предоставления информации (Закон Кыргызской Республике «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики»)
Существуют 4 основные формы предоставления информации гражданам со стороны власти о своей деятельности
Предоставление информации на основании письменного или устного запроса
Устная – личное обращение или по телефону;
Письменная – запрос доставляется в государственный орган лично, по почте, курьером или по электронным каналам связи.
Обязательства активного обнародования
Это означает, что есть определенная информация о работе государственных учреждений, которая должна быть опубликована и доступна горожанам (например, годовой бюджет ведомства и его штат)
Обеспечение непосредственного доступа к документам и материалам
Вы можете собирать нужную вам информацию через фонды официальной информации (архивы), библиотеки, базы данных.
Обеспечение непосредственного доступа к открытым заседаниям
Например, вы хотите присутствовать на открытом заседании городского / местного кенеша, где обсуждаются вопросы застройки или планирования. Если вы хотите присутствовать, вам не нужно брать какого-либо разрешения, вы можете прийти на заседание и присутствовать в течение его работы.
Предлагаем рекомендации по получению информации одним из четырех способов
на основании письменного запроса
ВАШИ ШАГИ
Подготовить запрос в письменной форме
Сделать копию вашего запроса
Отнести запрос в государственный орган
Обязательно в письменном запросе указываются:

название органа и (или) фамилия должностного лица государственного органа и МСУ, кому вы отправляете запрос;

для граждан - ваши фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства (почтовый адрес);

предмет запроса (что вас интересует).

В мэрию / МТУ - в отдел, принимающий и регистрирующий поступающие письма. Это может быть приемная или общий отдел.
Примеры вопросов, которые можно задавать:
    • начало и планируемые сроки изменения среды вашего проживания (отрезок улицы, микрорайон и номер домов, вокруг которых будут изменения и т.п.);

    • на основании каких документов реализуются изменения;

    • планируются ли общественные обсуждения, в какие сроки и где;

    • где будет опубликована информация о проведении общественных обсуждений
      При передаче запроса на вашей копии Запроса лицо, принимающее его должно подтвердить получение своей подписью, указать дату, свои данные и номер общего отдела.

      На письменный запрос должен быть дан письменный ответ в течение двухнедельного срока.
      Что делать если ответа нет?
      Если ответ в течение двухнедельного срока ответ на запрос не может быть подготовлен, сотрудник МСУ обязан сообщить лицу, направившего запрос, причины отсрочки предоставления ответа. При этом период отсрочки не может превышать дополнительно двухнедельного срока. Если же никакой ответной письменной реакции на информационный запрос не последовало, это рассматривается как отказ в выдаче ответа на запрос. И это основание для обжалования незаконности бездействия должностного лица или ГО и МСУ в межрайонном суде.

      Ответ на письменный запрос о предоставлении информации должен носить исчерпывающий характер, исключающий необходимость повторного обращения по тому же предмету запроса. (Закон Кыргызской Республике «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики»)
      В случае, если вы получили неполную информацию или вам письменно отказали в предоставлении информации, то может быть три варианта действий:
      1
      обжалование ответа вышестоящему должностному лицу
      2
      обжалование ответа в суде (межрайонный суд)
      3
      направление нового запроса, повторяя шаги 1, 2, 3. В нем можно указать еще раз свои вопросы (возможно с пояснениями) и что ответы не были получены.
      Кроме запросов, в государственные органы или МСУ можно обратиться следующими формами обращений
      Предложение
      обращение, содержащее рекомендацию гражданина по решению вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности
      Заявление
      обращение, содержащее просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод
      Жалоба
      обращение, содержащее просьбу гражданина о восстановлении его нарушенных прав и свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц
      Коллективное обращение
      обращение двух и более граждан, обращение организаций от имени граждан, а также резолюции митингов и собраний. К коллективному обращению также прилагаются списки граждан с их подписями
      Что НЕ работает при желании граждан иметь правовые возможности реализации своих прав?
      Cбор подписей на любой он-лайн платформе (например, change.org), ПОТОМУ что для подачи Петиции или Обращения в органы власти вам нужно ИМЕТЬ списки и подписи, подписанные лично жителями на бумаге. Копия подписных листов прилагается к тексту Петиции / Обращения и др. Оригиналы подписных листов остаются у вас.
      Change.org
      онлайн-платформа, предназначенная для размещения петиций, ставящая своей целью предоставление инструментов для продвижения гражданских инициатив и решения социальных проблем.
      «Право на город» - это концепция, которая подразумевает, что жители могут быть участниками городских изменений, поскольку город освоеними физически и интеллектуально. Жители своими ежедневными практиками создают его пространство, также как и городская власть. Право на городскую жизнь – это возможность обладания его социальными, экономическими, эмоциональными и экологическими эффектами. Несмотря на то, что нет такого юридической категории как «право на город», мы можем осуществлять его опосредованно через действующие законы, такие как: Право на благоприятную окружающую среду (статья 48 Конституции Кыргызской Республики); Право на доступ к информации (статья 33 Конституции Кыргызской Республики); Право на мирные собрания (статья 34 Конституции Кыргызской Республики).
      Юридические права, регулирующие отношения граждан и власти по использованию городского пространства в Кыргызстане:
      Право на благоприятную окружающую среду
      Статья 48 Конституции Кыргызской Республики гарантирует соблюдение права каждого на благоприятную для жизни и здоровья экологическую среду, в том числе на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу действиями в области природопользования. При этом, как и любая правовая норма, она устанавливает обязанность, которая выражается в бережливом отношении к окружающей природной среде, растительному и животному миру.

      В 1999 году был принят специальный Закон «Об охране окружающей среды», который определяет политику и регулирует правовые отношения в области природопользования и охраны окружающей среды в Кыргызской Республике.

      Предусмотрена административная и уголовная ответственность за определенные деяния, связанные с нарушением обязанности бережного отношения.

      Кодексом об административной ответственности (далее - КоАО) определено 26 административных правонарушений в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, к ним относятся: «Непринятие мер по восстановлению окружающей природной среды» (статья 164); «Выброс (сброс) загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, физическое и иное вредное воздействие на природную среду без разрешения» (статья 167); «Выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах» (статья 172) и ряд других.

      Уголовная ответственность чаще всего сопряжена с большей опасностью для общества и «комплексностью» действий, при этом Уголовный кодекс предусматривает ответственность за 15 деяний, признаваемых экологическими преступлениями, относя к таковым: «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» (статья 266); «Уничтожение или повреждение леса и иных объектов природы» (статья 270); «Загрязнение вод» (статья 271); «Загрязнение атмосферы» (статья 272) и ряд других.
        Право на мирные собрания
        Статья 34 Конституции Кыргызской Республики гарантирует, что каждый имеет право на свободу мирных собраний. Никто не может быть принужден к участию в собрании.

        В целях обеспечения проведения мирного собрания каждый вправе подать уведомление в органы власти за 12 дней до предполагаемой даты собрания.

        Не допускается запрет и ограничение проведения мирного собрания, а также отказ в его надлежащем обеспечении ввиду отсутствия уведомления о проведении мирного собрания, несоблюдения формы уведомления, его содержания и сроков подачи.

        Организаторы и участники мирных собраний не несут ответственности за отсутствие уведомления о проведении мирного собрания, несоблюдение формы уведомления, его содержания и сроков подачи.

        В 2012 году был принят Закон «О мирных собраниях», который более подробно регулирует общественные отношения, связанные с реализацией права каждого на мирные собрания. устанавливает запрет на принятие подзаконных нормативных правовых актов, ограничивающих право на свободу мирных собраний.
        Право на доступ к информации
        Статья 33 Конституции Кыргызской Республики гарантирует свободу поиска, получения, хранения, использования информации и распространения её устно, письменно или иным способом.

        При этом право на доступ к информации не является абсолютным и подлежит ограничениям, установленным, в частности, Законами «О защите государственных секретов», «О коммерческой тайне», Семейным кодексом (в части тайны усыновления/удочерения) и другими законодательными актами.

        В 2006 году был принят Закон «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления», он предусматривает 6 способов предоставления информации:

        1. опубликование и распространение соответствующих материалов, в том числе на официальном или специализированном сайте;
        1.1. проведение информационно-разъяснительной работы в средствах массовой информации по принятым социально значимым решениям, в том числе нормативным правовым актам, возлагающим новые обязанности на граждан, юридических лиц, устанавливающим или усиливающим ответственность;

        2. предоставление информации физическим и юридическим лицам на основании их запроса;

        3. обнародование информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

        4. обеспечение непосредственного доступа к документам и материалам государственных органов и органов местного самоуправления;

        5. обеспечение непосредственного доступа к открытым заседаниям государственного органа и органов местного самоуправления.

        Последний способ предоставления информации, представляет собой именно обеспечение права на участие в публичных слушаниях.

        Механизм исполнения каждого из вышеуказанных способов регламентирован Законом «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов МСУ».
        Текст: Ильяна Жедигерова, Диана Ухина, Фатима Якупбаева
        Рисунки: Джошик Мурзахметов, Тото Мурзахметов, Карина Толмачева
        Дизайн и верстка: Алмаз Исаков
        Исследование проведено при поддержке программы «Исследовательские гранты» Фонда «Сорос - Кыргызстан»